TITUL

 
DR

PM

Союз российских писателей

Руководство СРП

Вступление в союз

Новости

Наши издания

Журнал

Книга - почтой

Наши партнеры

Контакты

Писатели - члены СРП

Юбилеи

Память

 

 

 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

 

   
В ЗЕРКАЛЕ СМИ

 

ФОРУМ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ «ЕДИНСТВО МУЗ – НАРОДОВ ЕДИНЕНИЕ» ПРОХОДИТ В СТАВРОПОЛЕ >>>


 

ЗВЕЗДА КОРЕИ РУССКОМУ ПИСАТЕЛЮ

Прозаик Анатолий Ким отметил 75-летие

НГ-Exlibris, 6.11.2014

В Корейском культурном центре в Москве состоялась презентация новой книги Анатолия Кима «Радости рая». Презентация сопровождалась выставкой картин Анатолия Андреевича. Умение рисовать помогает писателю оформлять свои книги самому, что добавляет объемности и стереоскопичности его книгам.

Любое произведение искусства, не только художника, но и писателя, и музыканта, – это своеобразный автопортрет творца. А на обложке книги «Радости рая» помещен еще и реальный автопортрет Анатолия Кима. Он подчеркивает необычность данного издания и, как сказала ведущая этого вечера, супруга писателя Лилия Ким, данного «произведения, не похожего ни на одну предыдущую книгу этого уникального русского писателя корейского происхождения».

В Сеуле 7 октября прошло статусное событие: вручение высшего ордена Республики Корея «Мугунхва» ее президентом Пак Кын Хе писателю Анатолию Киму – за вклад, который через литературное творчество был внесен им в дело укрепления миролюбия и благоденствия стран и народов мира и за заслуги перед Республикой Корея.

В Культурном центре посольства Кореи состоялся торжественный вечер, приуроченный к 75-летию писателя и получению им высокой награды от исторической родины.

Орден состоит из большой  золотой звезды на грудь, а также ленты через плечо. Пафосность момента была снижена тем, что звезда не удержалась на лацкане. Присутствовавший на вечере прозаик Сергей Сибирцев объяснил это тем, что хоть орден корейский, но писатель-то русский, и предложил по русскому  обычаю обмыть награду.

На вечере поздравили писателя: академик Алексей Яблоков, доктор филологических наук Николай Анастасьев, литературовед Наталья Цветова, праправнучка Льва Толстого художница Наталья Толстая, художники Евгений Денисов и Сергей Крестовский. Певица Ирина Дельская исполнила русские романсы.

В конце вечера собравшихся ждал сюрприз от писателя. Анатолий Ким начал со вполне серьезных рассуждений: «Время бесконечно и безначально и поэтому вечно. Мне, к своим 75 годам, кажется, удалось постигнуть Время не только абстрактной мыслью, но и чувством. И это дает мне возможность чувствовать себя в этой жизни очень свободно и радостно, работать и любить все прекрасное. Тот, кто почувствует свое духовное пространство до своего рождения и после своей смерти, тот постигает Время и становится бессмертным. Итак, бессмертие можно постигнуть, если и не достигнуть».

После этой речи Анатолий Ким полушутя-полусерьезно выдал всем присутствующим невидимые билеты кандидатов в основанный им «Клуб бессмертных». А потом, откровенно шутя, добавил, что на билетах пока нет печати с подписью председателя клуба – этим знаком подлинности членства станет прочтение его нового романа «Радости Рая», что и был подарен гостям к концу вечера.

Олег Федоров

 

БОЛЕЕ 100 РАЗЛИЧНЫХ АКЦИЙ И ПРОЕКТОВ ПРОЙДЕТ В РОССИИ В ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

 Pro-Books.ru, 10.11.2014

Роспечать утвердила список основных мероприятий по проведению в 2015 году в России Года литературы.

План мероприятий по проведению в 2015 году Года литературы в Российской федерации, подписанный руководителем оргкомитета, председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, опубликован на официальном сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В списке 13 больших разделов, которые включают торжественные церемонии в правительстве, тематические проекты в СМИ и кинематографе, мероприятия по увековечению памяти, международные и всероссийские литературно-просветительские акции, конференции, форумы, а также более четырёх десятков выставок, издательских и литературных премий и конкурсов, фестивалей и праздников. Так, к примеру, в 2015 году должен состояться всероссийский конкурс «Самый читающий регион» с присвоением победителю статуса «Литературный флагман России», а также всероссийский детский фестиваль-конкурс «Пластика детской сказки», фестиваль книг, отпечатанных методом Брайля для слепых и слабовидящих людей «Я вижу руками»; планируется провести масштабный уличный фестиваль поэзии и граффити «Стихи на стене: от Севастополя и Калининграда до Владивостока и Анадыря!» и ряд других, не менее креативных литературных праздников.

Согласно плану, Год литературы в России официально откроет торжественная церемония с участием представителей Администрации Президента, Роспечати, Минкультуры и Минобрнауки, а финиширует он грандиозным литературно-музыкальным гала-концертом.

В течение года запланированы также запуск и поддержка интернет-портала, посвященного Году литературы, изготовление памятных знаков и медалей, выпуск тематической марки и конверта со спецгашением, разработка фирменной символики года и выпуск сувенирной продукции с ней. Ответственными исполнителями за большинство мероприятий назначены Роспечать, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов РФ, Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ.

 

МИНКУЛЬТУРЫ ОТКАЗАЛОСЬ ОТ УПЛОТНЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ

Владимир Мединский пообещал, что в здании организации «не будет ни ПЕН-клуба, ни стриптиз-клуба»

«Известия», 20.10.2014

Союз писателей РФ и Министерство культуры РФ подписали соглашение, которое урегулировало конфликт, связанный с ремонтом здания на Комсомольском проспекте. Согласно документу (есть в распоряжении «Известий»), Союз писателей останется в своем здании во время первоочередных ремонтных работ. В случае если потребуется переезд, писательскому союзу предоставят помещение размером не менее 300 кв. м. Кроме того, в документе гарантировано право Союза писателей решать дальнейшую судьбу здания.

Министр культуры Владимир Мединский в беседе с «Известиями» пояснил, что хотя соглашение и разрядило напряженность, его нельзя считать уступкой со стороны министерства.

— Мы поговорили с председателем союза Валерием Ганичевым и пришли к полному взаимопониманию, — сказал министр.

По словам Мединского, все решения по зданию будут приниматься с учетом мнения Союза писателей, Министерства культуры и администрации президента. 

— В здании не будет ни ПЕН-клуба, ни стриптиз-клуба, ни фабрики по производству пончиков, — заверил «Известия» Владимир Мединский. — Мы убеждены, что через пару лет это будет один из самых интересных и функциональных писательских центров в Москве.

В администрации Союза писателей пока не спешат радоваться подписанию мировой. Секретарь правления Сергей Котькало считает, что в соглашении «есть подвох».

— Нас продолжают убеждать, что реконструкцию нужно делать по проекту, который позволяет разместить в здании несколько организаций. Если мы договорились, что союз останется союзом, нужно разрабатывать другой проект, — полагает Сергей Котькало.

Зампредседателя Союза писателей России Николай Иванов считает, что проект реконструкции здания на Комсомольском проспекте должен быть изменен, поскольку он создавался без учета потребностей Союза.

— В проекте не предусмотрены помещения для бухгалтерии, приемной комиссии, канцелярии, хранения личных дел, западной и региональной прессы. Кроме того, нам совершенно не нужно литературное кафе, — заявил Николай Иванов.

Подписание соглашения он назвал «промежуточным этапом в борьбе за судьбу здания».

— Мы остаемся в здании и не уедем до тех пор, пока не получим гарантии своего возвращения. Очень надеюсь, что переезжать в другое место нам не придется, — у меня большие сомнения по поводу аварийности дома, — подытожил собеседник «Известий».

У правления союза имеется охранное свидетельство Москомнаследия, выданное 11 декабря 2011 года и действительное до 2016 года. Состояние здания в нем оценивается как удовлетворительное. Как сообщили «Известиям» в правлении, официальных актов, свидетельствующих о необходимости ремонта, не существует.

Тем не менее Владимир Мединский не сомневается в аварийном статусе объекта.

— 10 лет назад я получал удостоверение члена Союза писателей, и здание уже тогда было в очень плохом состоянии. Думаю, оно не улучшилось за эти годы, — сказал министр.

Ранее Министерство культуры анонсировало открытие в здании Союза писателей Дома российской литературы, где под одной крышей расположатся несколько писательских союзов (в частности, речь шла о размещении российского отделения международного ПЕН-клуба), кафе, библиотеки и офисы.

 

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ ОПРОВЕРГ ВСТУПЛЕНИЕ МАЙКА ТАЙСОНА В ОРГАНИЗАЦИЮ

Slon, 22.10.2014

 Вера Кичанова                                      

 Союз писателей России опроверг информацию о вступлении боксера Майка Тайсона в организацию, сообщают РИА Новости. В организации не получали заявления ни от боксера, ни от его представителей, более того, даже не подозревали, что он написал книгу.

«Это самая настоящая утка. Тайсон не писал заявление о приеме в Союз писателей России. Мы даже не знали, что у него книга вышла – вот только сейчас узнали. Первое, с чем мы это связываем – промоутер [Владимир Хрюнов] придумал такой ход, чтобы пропиариться, поднять шум. Второе – мы подумали, что есть Союз российских писателей – вполне возможно, что они это сделали для чего-то», – цитирует РИА первого секретаря правления Союза писателей РФ Геннадия Иванова.

 В Союз российских писателей тоже не поступало заявление ни от Тайсона или представителей. «Это точно не у нас. К нам никаких заявок не поступало», – заявили агентству в секретариате Союза.

 Ранее издательство «Эксмо» анонсировало презентацию автобиографии боксера «Тайсон. Беспощадная истина» 27 октября в Москве, в рамках которой автору якобы должны заочно вручить членский билет Союза писателей России.

 Автобиография боксера уже была издана в нескольких странах мира. Кроме того, 9 октября в Монако на одном из самых престижных европейских спортивных фестивалей Monaco Sportel книга «Тайсон. Беспощадная истина» завоевала Гран-при и специальную награду «Золотой подиум». Сам Тайсон прилетит в Москву в ноябре для участия в боксерском вечере, на котором выступит также бывший чемпион мира россиянин Руслан Проводников.

 Майк Тайсон – один из самых известных боксеров современности, двукратный рекордсмен книги Гиннеса: за наибольшее количество самых быстрых нокаутов и как самый молодой чемпион мира в тяжелом весе. Имеет три судимости: в 1992-1995 – за изнасилование, в 1998 – за избиения людей и в 2008 – за употребление наркотиков и вождение автомобиля в состоянии наркотического опьянения. В 1997 году во время боя откусил кусочек уха у соперника Эвандера Холифилда. Тайсон завершил профессиональную карьеру в 2005 году.

 Союз писателей России образовался в 1991 году после распада союза писателей СССР. Традиционно считается организацией «патриотической» направленности, в то время как возникший как альтернатива ему Союз российских писателей придерживается «демократической» направленности.

 

30.09.2014

КОГДА ПРИХОДИТ БАРАБАНЩИК

Актер Евгений Миронов и писатель Михаил Кураев о том, кому сегодня мешает Александр Солженицын

«Российская газета», 30.09.2014

Дискуссия

Публикация «Мнение районного масштаба», в которой Наталия Солженицына ответила главному редактору «Литературной газеты» Юрию Полякову, вызвала мощную и глубокую читательскую дискуссию. Обсуждение вышло за рамки подготовки к 100-летнему юбилею Александра Солженицына, поднявшись к темам творческой свободы в несвободном обществе, исторической честности и принципиальности истинного писателя, не способного на конъюнктурные поступки. Публикуем несколько писем от читателей «РГ».

Писатель

Михаил Кураев

Наталия Дмитриевна Солженицына возмутилась сообщением Полякова о том, что «Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза... по сути исторической России, но фактически призывал американцев начать против него войну». «Российская газета» поместила ответ Ю. Полякова, словно не расслышавшего сурового обвинения. Казалось бы, проще всего было сообщить читателям и Наталии Дмитриевне известные, надо думать, одному Ю. Полякову подробности того, как арестованный Солженицын «просто уезжал» из Советского Союза в сопровождении бесстрашных чекистов, а заодно указать время и место, когда и где Солженицын призывал американцев воевать с Советским Союзом. И все. Такой ответ послужил бы к укреплению «исторической науки» и в полной мере отвечал бы «здравому смыслу», о чем в первую очередь заботится каждый пишущий и читающий. Вместо этого в интонации, не принятой в приличном обществе, Наталии Дмитриевне указывается, как надо «ваять памятник дорогому человеку», и снисходительно признается «законным» желание «облагородить память мужа». При этом делается вид, будто бы речь идет не о знаковой личности отечественной истории, а о домашних именинах, отсюда и это: «...мне жаль, что я огорчил Вас».

Увы. Громогласный поступок главного редактора «Литературной...», именно литературной, «...газеты» не то что огорчил, обескуражил и поверг в недоумение. Что это? Артподготовка к юбилею? Огонь на поражение? Смею предположить, что указ президента о 100-летнем юбилее А.И. Солженицына обнародован столь заблаговременно как раз для того, чтобы у тех, кто по тем или иным причинам еще не понял значимости Солженицына, его творчества, его вклада в освобождение наших душ от всяческой партийной присяги, было время подумать. Может быть, и перечитать «Красное колесо», прежде чем праздновать столетие со дня рождения автора. Хорошо подумать, почему, к примеру, не Октябрь, а Февраль считает роковым для России борец с коммунистической, а не советской версией нашей государственности. А еще время кому-то понадобится и для того, чтобы спросить себя, есть ли в нашей отечественной истории во второй половине минувшего века личность, по масштабу и значимости сопоставимая с Солженицыным. Можно видеть невооруженным глазом, как сегодня стараются «пригасить» Солженицына, стараются его «задвинуть» в дни минувшие. Дескать, вот та-ам, вот тогда-а, вот «Иван Денисович», вот «Матренин двор» ... А «Красное колесо» читать невозможно. Кому невозможно? Тем, кто воспитан скандально-развлекательными книжицами? Тем, кто живет одним набегом мысли на все, что видит? Тем, кому наша история ясна без знания фактов? «Красное колесо» творение, не знающее аналогов в отечественной. И самый предвзятый читатель не вычитает в романе-эпопее «однобоко понятого прошлого». Такого богатства достоверных исторических фактов и свидетельств, которое питает каждую из многих тысяч страниц «Красного колеса», не знает ни одно художественное сочинение. А еще «Красное колесо» - мастер-класс творческой свободы. А сам Солженицын, его жизнь, творчество, его борьба для меня и, думаю, не только для меня, - это прежде всего пример того, как можно быть свободным в несвободном обществе. Актуально на все времена! Это был подлинно свободный человек, и мы помним, к примеру, разочарование западной прессы, ожидавшей от Солженицына чуть ли не в первый день в Швейцарии «громовых заявлений». А он сказал, что из своего «безопасного далека» не станет сводить счеты со своими врагами и недругами. И жизнь Солженицына в изгнании еще один пример непримиримости на этот раз к лукавству западной демократии, двуличию политики, к заносчивому самодовольству «гостеприимных хозяев» на Западе и в США.

Все, что служит взращиванию самостоятельно мыслящей, независимой, развитой, свободной личности, не может быть достоянием архива. Без духовной, интеллектуальной свободы, без развитого самосознания люди снова и снова будут становиться объектами манипулирования всевозможных барабанщиков. Ибо известно со времен Стерна, если на философский спор приходит барабанщик, он всегда уходит победителем. Сегодня «барабаны» в руках прессы, ТВ, радио. Но пока у нас на полках Солженицын, пока его слово мы слышим, его жизнь способны осознать, его дух свободы впитать, он будет принадлежать и настоящему, и будущему.

Не знаю, о каком «заблаговременном» предъюбилейном ажиотаже писал Ю. Поляков. Но можно с уверенностью сказать, что в хронике юбилейных торжеств его стартовая эскапада займет достойное место.

Актер

Евгений Миронов

Господин Поляков! К сожалению, не могу обратиться к вам по правилам, принятым в приличном обществе, - своими высказываниями в адрес Наталии Дмитриевны Солженицыной вы поставили себя вне каких-либо рамок приличия. Нет никакого смысла спорить с вашими нападками на личность и творчество Александра Солженицына, хотя гнусность тона и лживая суть обвинений в его адрес заставляют с содроганием вспомнить о самых мрачных страницах в истории нашей страны. История все расставит по своим местам, хотя и сейчас уже в общих чертах очевидно, какое место в ней займет Солженицын, а какое - Поляков. Пусть ваши высказывания в адрес великого русского писателя и мыслителя останутся на вашей совести. Но что никак нельзя оставить без ответа, так это способ, которым вы позволили себе общаться с Наталией Дмитриевной. Единственное, что вам следовало бы сейчас сделать, - попросить прощения у нее самой и у всех, кого вы сделали свидетелями своей низости. В противном случае вы будете называться так, как во все времена назывался человек, оскорбляющий благородную даму, - подлец.

 

 
09.09.2014

ВИДЕО: ПОЭТА ЮРИЯ ЮРЧЕНКО ОСВОБОДИЛИ ИЗ ПЛЕНА


 

21.08.2014

ЕЩЕ ОДИН ЖУРНАЛИСТ ПРОПАЛ НА ДОНБАССЕ

юрченко

«Российская газета», 20.08.2014

В Иловайске пропал журналист, поэт и драматург Юрий Юрченко. Об этом сообщает пресс-центр Донецкой народной республики. При этом подчеркивается, что Юрий Юрченко являлся гражданином Франции.

 «…Юрий прибыл в республику по собственному убеждению, чтобы правдиво освещать события на Донбассе для европейской общественности. Используя свои европейские связи и общественную известность, он внес существенный вклад в прорыв информационной блокады в западных СМИ. Юрий часто посещал линию фронта и неоднократно появлялся на телевидении и в интернете. Его личность просто не могла быть незамеченной киевскими властями, учитывая то, что они не щадят даже иностранных журналистов», - сообщает о случившемся информационная служба политотдела Министерства обороны ДНР.

Напомним, еще один сотрудник СМИ - фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Андрей Стенин, работавший на Донбассе, пропал и не выходит на связь с 5 августа. Другой журналист-стример Артем Ларионов (стример Artem77) был недавно отпущен украинскими силовиками при обмене военнопленными. Он провел в плену 3 месяца.


 

ОЛЕНЬ ПОДРУЖИТСЯ С ТИГРОМ?

«Нижегородские новости», 29.07.2014


 

СТОЯЩИЕ И ЛЕЖАЩИЕ

Виктор Лупан, французский издатель и документалист: Бродский помогает понять, что происходит с Украиной и миром

«Российская газета», 28.07.2014

Текст: Евгений Чигрин

Директор французского издательства «Роше», он же продюсер и ведущий трех еженедельных программ на парижском радио «Нотр-Дам», Виктор Лупан (родившийся, кстати, на Украине) уехал из СССР в 1974 году.

Много лет работал спецкорреспондентом в «Figaro Magazine», снял четыре документальных фильма, написал несколько книг. Сейчас он возглавляет редсовет газеты «Русская мысль», входит в состав Патриаршего совета по культуре... Но в разговоре нашем с Виктором Лупаном то и дело всплывало имя поэта Бродского. Не только потому, что Лупан был хорошо с ним знаком. Как оказалось, воспоминания и размышления о поэте помогают лучше разобраться в сегодняшнем меняющемся мире. Так и возникло это интервью - от Бродского до Украины...

Где и при каких обстоятельствах вы познакомились с Бродским?

Виктор Лупан: Иосиф Бродский был моим кумиром с юности. Будучи еще школьником в Кишиневе, я переписывал ходившие в списках его стихи в тетрадку и потом прятал ее. А познакомились мы с ним сразу же после присуждения Нобелевской премии. Я был тогда одним из репортеров и спецкором «Фигаро», а точнее - еженедельного приложения «Фигаро Магазин», с тиражом под миллион. Огромным даже по тем временам. Получилось все очень просто. Ответственный секретарь редакции вышел на американского издателя Бродского, Роджера Штрауса, который и организовал интервью. Мне осталось лишь сесть в салон бизнес-класса и улететь в Нью-Йорк.

Встреча состоялась в издательстве «Farrar, Straus and Giroux» на Юнион-сквер. Так я стал автором первой крупной публикации, посвященной Иосифу Бродскому во французской прессе... Так произошло наше знакомство, но дружба началась позже - во время съемок фильма, который я ему посвятил.

Почему возникла мысль о кино? Пришлось ли его уговаривать?

Виктор Лупан: Бродский наотрез отказывался сниматься. Никогда не забуду его фразу: «Вы понимаете, Виктор, снимать кино о литературе двусмысленно, а может быть, и бессмысленно». Аргумент был, как вы сами понимаете, рыхловатый. Ибо кино я собирался снимать не о литературе вообще, а о нем. Но Бродский не кокетничал и не скромничал. Это было другое. Он был очень цельным человеком. Короче - нет и все! Но и я был упрямый. Да еще и при деньгах. Я начал его преследовать. Куда он, туда и я. А он тогда, после Нобеля, много разъезжал.

Благо, у меня появился союзник, Вероника Шильц - друг Бродского и его переводчик на французский язык. Она всегда знала, где он и что. Поэтому, по ее наводке, я поехал в Дублин и поселился в указанный заранее отель. Захожу в ресторан на завтрак и вижу за столом Бродского с Сьюзен Зонтаг, Шеймусом Хини и Дереком Уолкоттом. Он увидел меня, зануду, и рассмеялся.

В тот же вечер мы долго просидели в баре, пили ирландский виски - любимый напиток Бродского. Говорили, почему-то, в основном об Андрее Платонове; как выяснилось, нашем любимом русском писателе ХХ века. Расстались часам к трем ночи, а к пяти зазвонил телефон и я услышал голос Иосифа Александровича: «Ладно, будем снимать ваше кино». Я думаю, что он согласился из-за Платонова.

Потом все было очень просто: съемки в Нью-Йорке, Париже и Питере; длительный период монтажа. В Питере снимал мой оператор, без меня, я был не въездной в СССР. Поэтому я и поставил его соавтором картины, хотя он ни слова не говорил по-русски. Фильм очень хвалили, а Бродский, посмотрев его без меня, но при Веронике Шильц, сказал: «Ну что ж, очень даже клёво!».

В связи с чем у вас возник извечно русский разговор о Достоевском?

Виктор Лупан: Бродский говорил, что есть люди Достоевского и люди Толстого. Себя он считал человеком Достоевского. Мне показалось это немного странным тогда, ибо Достоевский был антисемитом. Я ему напомнил об этом. Он выпалил: «Я знаю, что Федор Михайлович не любил евреев, а я его - все равно люблю!». Я все, конечно, понял. Бродский был глубоко русским человеком. И по языку, и по культуре, и по духовности...

Известно, что поэт не жаловал Париж. Почему?

Виктор Лупан: Ничего здесь, по-моему, такого не замешено. Бродский не знал французского языка и вследствие этого плохо был знаком с французской литературой. Будучи крупнейшим интеллектуалом, ему чужд был тем не менее французский интеллектуализм, особенно его проявления в литературе. Он был совершенно прав. В отличие от англоязычной или русской поэзии, которые живут и процветают, великая французская поэзия канула в небытие.

Сегодня французская поэзия высушена и обескровлена. Она просто перестала быть искусством. Поэзия Бродского воспринималась и воспринимается стерилизованным поэтическим истеблишментом Франции как голос из прошлого - что-то из области Ахматовой и Мандельштама. Уже из-за того, что в ней есть рифма, стихосложение, строгая ритмика, формальная выдержка без формализма.

Я думаю, что болтливый французский псевдоинтеллектуальный кретинизм просто действовал ему на нервы. Бродский вообще не переносил болтунов, хотя сам любил поговорить. Но в какой-то момент ему становилось, я бы сказал, противно от собственного красноречия. Мне несколько раз пришлось быть свидетелем этому. Он хорошо знал себе цену, но совершенно не страдал от самовлюбленности. В интеллектуальном плане Бродский вообще отличался удивительным чувством меры. Он был не только удивительно талантлив, но и страшно умен.

Кто занимался в то время во Франции переводами Бродского на французский? Существует ли такое понятие, как «французский Бродский»?

Виктор Лупан: Есть на самом деле два Бродских: русский поэт и американский прозаик. Англоязычная эссеистика Бродского прекрасна и более доступна в переводе, чем поэзия. Крупных поэтов вообще должны переводить крупные поэты. Так мне кажется. Бродский переводил на русский Чеслова Милоша, Пастернак переводил Шекспира, Бодлер переводил Эдгара По. А Бродского на французский переводили, в основном, профессора факультета славистики. Лучший переводчик Бродского, на мой взгляд, Вероника Шильц. Она порой неделями сидела над одним стихотворением.

Честно говоря, Бродский никак не повлиял на французских поэтов. Французская поэзия вообще отдельный мир. Но он сильно повлиял в свое время на англоязычную литературу. Может, не так сильно, как Набоков, но тем не менее. С 1982 по 1985 год я жил в США, два года преподавал в Госуниверситете штата Луизиана. В те годы Бродский печатал пространные передовые статьи чуть ли не в каждом номере «New York Review of Books». Это был безусловный признак большого влияния. И он еще не был тогда лауреатом Нобелевской премии. Бродский вообще славился тем, что любил создавать и разрушать репутации.

Многие почитатели (и не только) поэта причисляют его к сторонникам имперской идеи. Однако у него же можно найти и противоположные суждения. В 1995 году, в интервью Адаму Михнику (Варшава), на вопрос «Поляки должны бояться России?», он ответил: «Я думаю, Россия кончилась как великая держава. И как государство, оказывающее давление на своих соседей, она не имеет будущего»...

Виктор Лупан: Бродский говорил это Адаму Михнику, известному правозащитнику, ставшему директором крупнейшей польской газеты в 90-х, примерно в то время, когда Солженицын писал «Россию в обвале». Чудесного возрождения России никто не ожидал. Но Бродский прав: Россия никак не угрожает Польше.

Проблема в том, что Польша переметнулась из Варшавского договора в НАТО. Польша не являлась и не является независимым государством. Она была зависима от СССР, а стала вассалом США. Россия и Польша - это качественно разные категории. Россию можно сравнивать со стратегическими державами или конгломератами - Америкой, Китаем, ЕС. Польша же деталь, пружина, шестеренка большого стратегического механизма. Что же касается имперской идеи, не следует забывать, что имперская идея враждебна национализму.

Любая империя суть многонациональна. Русские, как нация, никогда, по сути, не руководили Российской империей. Царская семья была, мягко говоря, «многонациональной», аристократия часто была немецких, татарских, прибалтийских кровей. В Советском Союзе русские жили хуже прибалтов или грузин. До создания СССР национальность никого особенно не волновала, кроме периферийных националистов.

Националист - лютый враг империи. Австро-Венгерская империя рухнула под натиском венгерских, чешских, хорватских националистов. В отличие от национализма, в имперском сознании главное не кровь, а культура, духовность, цивилизационная принадлежность. Поэтому имперское сознание Бродского мне кажется совершенно закономерным. Он ведь был представителем великой русской культуры!

 Даже после географического исчезновения великие империи продолжают существовать в плане культурологическом. Это англоязычный, франкоязычный, испанский миры. Таким же образом существует и будет существовать русский мир.

Великий итальянский философ-коммунист Антонио Грамши, написавший значительную часть своих трудов в фашистском заточении, убедительнейшим образом определил, что культура первична, а политика вторична. Для многих нерусских народов русский язык оказался вектором выхода в мировую, универсальную культуру. Об этом прекрасно писала «русская армянка» Нина Берберова. У русских же писателей еврейских кровей другого языка, кроме русского, нет. Поэтому Бродский и говорил, что «национальность поэта - это его язык». Вот вам и имперское сознание.

По-моему, истинный художник видит в определении «национальное» некий лубок. Фольклор, если угодно. Было ведь такое советское понятие, как «национальная музыка». В него входили Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, но никак уж не Сергей Прокофьев.

В вашем кино Бродский говорит, что он принадлежит к последнему поколению, для которого культура - главная ценность. Время и поколения изменились. Новым поколениям в России, в Европе, культура нужна? Или это теперь что-то музейное, туристическое и не более того?

Виктор Лупан: Что такое «культура»? Бродский был намного старше меня. Он родился за год до войны, а я - через год после смерти Сталина. Мы не были одного поколения, но я принял это его высказывание как относящееся к себе тоже. Был такой духовный советский чернозем, на котором культура взращивалась как религиозное окормление. Мы читали по ночам запрещенную литературу, утром книгу нужно было возвращать, слушали «голоса» сквозь трещотку шумовых заслонов, стояли под дождем в очередях, чтоб посмотреть в периферийных кинотеатрах фильмы Тарковского и Параджанова. Но мы любили и откровенную мазню и прочую чушь, просто потому, что они находились под запретом советской цензуры. Культура ведь - понятие растяжимое.

Либеральное общество, в котором сейчас живут и Франция, и Америка, и Россия, почти органично проповедует откровенное бескультурье. Если считать, конечно, что культура - это Бродский, Ахматова, Бах, Бодлер, Мисима, Омар Хайям. В нормальном обществе, Бродский именно это и говорил, культура - явление маргинальное. Он предпочитал быть нищим изгоем в свободном мире, чем материально обеспеченным властителем дум в деспотии. Культура нужна тонкой прослойке населения.

Лично меня это не удручает. Хотелось бы, конечно, чтоб люди больше читали. Но есть здесь и большое «но». Читали бы не дерьмо какое-то, не порочащие сознание бестселлеры, а Василия Шукшина, Виктора Астафьева, настоящую современную прозу... Сказал, и сразу оговариваюсь: Трумэн Капотэ писал шедевры, которые становились бестселлерами. Уильям Стайрон тоже. Так что - вопрос сложный.

Бродский говорит: «Хаос - это банально, нужно организовывать порядок». Он говорит о поэзии, об искусстве, но сегодня это «читается» шире, объемнее... На Востоке, на Украине - царствует хаос, да и в искусстве то же самое. К чему это приведет?..

Виктор Лупан: Когда я спросил: «Вы классик?» - Бродский ответил: «Я просто люблю придавать тому, что делаю, строгие формы». Вот в этих строгих формах и заключается «порядок». Порядок как понятие метафизическое. Это - как в философии понятия «космос» и «хаос». Или в искусствоведении - «классическое» и «маньеризм».

Классика вертикальна, как колонна, которая идет от земли к небу, от человека к Богу, можно и так. А маньеризм - это горизонтальность. Человек лежит, валяется, если угодно. Так вот, Бродский уж точно не валялся в литературе.

Если же говорить об Украине, - в Киеве на самом деле хаос, со всей этой «нацгвардией» и прочей шпаной. С шоколадным королем! Но я бы не сказал, что на Донбассе кто-то сильно развалялся. Мне, наоборот, кажется, что люди там стоят, как вкопанные. Знают, за что стоят. Многие добровольцы приезжают туда для того, чтоб умирать. Нет, мне кажется, что на юго-востоке Украины люди восстали именно против кровавого хаоса, который мы видели на майдане, в Одессе. Там ведь было просто месиво, с бездарным губошлепством в микрофон. С безнаказанным расстрелом, с удушением безоружных людей.

Сам факт, что ты восстаешь против банальности зла, как говорила Ханна Арендт, уже делает из тебя человека, в классической форме слова. Зло - банально. Добро - небанально. Политика здесь ни при чем. Когда человек готов добровольно отдать жизнь, это уже не политика. Это трагедия. Беда в том, что в трагедии, как писал Бродский, погибает не герой, а хор.


 

ОМИЧИ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ РАССТРЕЛЯННОГО ПОЭТА-ХУЛИГАНА ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА

Валентина Кисятина

«Топ55», 18.07.2014

акция памяти Васильева

Омичи считают Павла Васильева своим поэтом. Несмотря на то, что родился он в Павлодаре, умер в Москве, а большую часть жизни промотался по городам нашей необъятной Родины - в Омске у его семьи был дом, в который поэт возвращался. В Омске же он встретил свою первую жену, в которую «влюбился смертельно», и которой даже после развода писал пронзительные, трогательные стихи.

Вчера небольшой, но преданный коллектив «фанатов» Павла Васильева почтил его память возложением цветов к его памятнику на Аллее литераторов и чтением стихов поэта там же. Это мероприятие проходит в Омске уже третий год подряд и приурочено ко дню расстрела поэта.

К слову, обвинили Васильева в том, что он готовил убийство самого Сталина. Разумеется, даже говорить о нем (не то, что читать его произведения!) стало можно только в средине пятидесятых годов.

Всего до своей гибели в 27 лет Васильев успел опубликовать более сотни стихов, 12 поэм и две книги в прозе.

 Традицию вспоминать о поэте начала в Омске Надежда Бронш, заведующая библиотекой им. Павла Васильева. Идею проводить памятные чтения она привезла с Родины поэта, из Павлодара, где проходят мероприятия в его честь каждое лето.

 Сегодня на мероприятие с цветами пришли юные участники программы «Трудовое лето», работающие в ОНИИП во главе с куратором программы.

 Памятных мест, связанных с поэтом, в нашем городе не так много. Помимо библиотеки установлен мемориальный камень на Аллее литераторов с его именем. А вот дом, куда любил возвращаться поэт, давно снесли. Немногие жители ул. 5-й Армии знали, какие известные соседи были у них в свое время.

К счастью, в библиотеке про поэта не забывают. Этой осенью там откроется экспозиция, посвященная удивительной судьбе и яркому таланту Павла Васильева. Выставка будет содержать воспоминания, письма, книги, фотографии и многое другое.

Чтобы не быть голословными, публикуем первое стихотворение, написанное Павлом Васильевым об Омске (опубликовано в газете «Рабочий путь» в 1927 г):

Незаметным подкрался вечер,

Словно кошка к добыче,

Темных кварталов плечи

В мутном сумраке вычертил.

 

Бухта дрожит неясно.

Шуршат, разбиваясь, всплески.

На западе темно-красной

Протянулся закат полоской.

 

А там, где сырого тумана

Еще не задернуты шторы,

К шумящему океану

Уплывают синие горы.

 

Кустами яблонь весенних

Паруса раздувает ветер.

Длинные шаткие тени

Лампами в небо метят.


 

 

ДРУЗЬЯ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

Александр Лейфер, Омск

«Частный корреспондент», 8 июля 2014

В середине 60-х годов с комсомольской путёвкой в кармане я ездил в составе студенческого отряда в Северный Казахстан, где мы работали  на строительстве двухэтажного здания совхозной школы в старинном селе с невесёлым названием Кладбинка. Помимо прямой работы на стройке мы выпускали совхозную радиогазету – такое  нам, студентам отделения  журналистики Казанского университета, было дано общественное поручение. >>>

 

ВСТРЕЧИ НА КРАСНОЙ ГОРЕ

«Литературная газета», 18.06.2014

В Оренбурге прошёл второй фестиваль национальных литератур «Красная гора». Это начинание одного из самых заметных поэтов Оренбуржья Виталия Молчанова, поддержанное местным  Министерством культуры и внешних связей во главе с Виктором Шориковым, полностью себя оправдало.

В Оренбург съехались поэты из разных городов и республик, и в течение всего фестиваля область жила творческими встречами. Прекрасно воспринимались слушателями утончённые верлибры Лилии Газизовой из Казани и интеллигентная нота петербурженки Галины Илюхиной, свою яркую прозу читал также петербуржец Владимир Шпаков. Звенели строки Дианы Кан из Новокуйбышевска. Как всегда, блистали москвичи Евгений Чигрин, Андрей Щербак-Жуков, держал планку Максим Замшев. Гостям вторили местные поэты Сергей Салдаев, Сергей Хомутов, Вячеслав Моисеев. Это был настоящий смотр поэтической дружбы, который закончился на знаменитой Красной горе, одной из ключевых точек пугачёвского восстания. Ну что ж! Поэты тоже должны восставать против бездуховности, цинизма, энтропии. Главное – чтобы этот бунт был гуманным и осмысленным.

Соб. инф.

 

ПОЭТЫ ДОЛЖНЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ

Второй международный фестиваль содружества национальных литератур «Красная гора» прошел в Оренбурге >>>

«НГ-Exlibris», 5.06.2014

 

 

ЗЕМЛЯ, НАПОЁННАЯ ПОЭЗИЕЙ...

"Брянская учительская газета", 12.06.2014

Среди литературных праздников Брянщины Тютчевский день поэзии заслуженно считается главным. >>>

 

02.06.2014

В ТОЛЬЯТТИ ПРОШЕЛ СЪЕЗД СОЮЗА РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ТЛТгород.ру, 28.05.2014

В Тольятти завершился V отчетно-выборный съезд Всероссийской общественной организации «Союз российских писателей». По данным ревизионной комиссии, в съезде приняли участие 68 делегатов из 62 региональных отделений и представительств СРП, расположенных на территории Российской Федерации. >>>

 

В ОРЕНБУРГЕ СОСТОЯЛСЯ ВЕЧЕР ПОЭЗИИ «ВОТ РОДИНА МОЯ!»

«Оренбургская область», 20.05.2014

 Мероприятие прошло в понедельник, 19 мая, в Малом зале Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького, сообщает корреспондент ER.RU

 Вечер оренбургской поэзии «Вот родина моя!» посвящен 270–летию Оренбургской губернии и 80-летию Оренбургской области - совместный проект Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького и  Областного дома литераторов, направлен на популяризацию современной оренбургской поэзии.

 Названием вечера «Вот родина моя!» послужила крылатая строка из культового стихотворения Сергея Аксакова, певца оренбургской земли, воспевшего и прославившего Оренбургский  край, ставшего  примером любви и творческого служения родине многих оренбургских литераторов.

 Известные стихи  оренбургских поэтов прозвучали в исполнении студентов кафедры актерского мастерства Оренбургского Государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

 Председатель Оренбургского регионального отделения «Союза российских писателей» и один из организаторов мероприятия Виталий Молчанов на вопрос «Как родилась идея вечера?» ответил:

 «Идея родилась давно. То, что именно студенты читают стихи оренбургских поэтов -  это неслучайно. Студентам это интересно, они узнают творчество местных авторов, их соотечественников, современников, и нам самим приятно услышать свои работы в исполнении творческой молодежи», - отметил Молчанов.

 Присутствующий на творческом вечере член Союза писателей России и Союза журналистов Павел Рыков поделился  своими впечатлениями:

 «Это несколько непривычно слышать свои стихи в исполнении студентов, но тем не менее, мне очень понравилось. Ребята старались донести смысл,  и чувствовалось, что они не просто произносили слова, а вкладывали смысл. Я сопереживал вместе с ними. Это очень хорошо, что студенты читают стихи,  знакомятся с творчеством современных авторов», - рассказал Рыков.

 

 

ПРОЩАЙ, ГАБО!

Сегодня в Мексике состоятся похороны Габриэля Гарсиа Маркеса

«Российская газета», 21.04.2014

Анастасия Рогова

Прощание с одним из самых известных латиноамериканских писателей, обладателем Нобелевской премии по литературе Габриэлем Гарсиа Маркесом пройдет во Дворце изящных искусств в Мехико. >>>

 


 

ОМСКИЙ ПИСАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ЛЕЙФЕР СТАЛ НОМИНАНТОМ ГОРЬКОВСКОЙ ПРЕМИИ

Писатель получил письмо с официальным уведомлением.

АиФ в Омске, 16/04/2014

Лейфер Александр Лейфер в конце января презентовал сборник очерков и эссе под названием «Жить вместе».  Правление Союза российских писателей номинировало книгу на Горьковскую литературную премию.

На днях известный омский писатель, заслуженный работник культуры России Александр Лейфер получил официальный ответ от оргкомитета почётной литературной награды, в котором сообщается, что официальный отбор авторов-номинантов на получение Горьковской литературной премии за 2013 год завершён. Омский писатель вошёл в короткий список претендентов в номинации «Несвоевременные мысли» - критика, литературоведение.

Окончательные результаты выбора жюри и имена лауреатов будут объявлены 29 апреля 2014 года в залах «8 КОЛОНН» в Москве.

Напомним, что Горьковская литературная премия была учреждена в 2005 году Российским Фондом Культуры и Издательским домом «Литературная учеба». Одной  из целей, стоящей перед учредителями Премии, можно назвать возрождение национального самосознания, нравственности и патриотизма.


 

«ПАРОВОЗЪ»: ПОЭТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ-НАВИГАТОР СОЮЗА РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 М., 2013

 Критика

ЗИНЗИВЕР № 10 (54), 2013

26 августа в Санкт-Петербургском Доме Писателей состоялась презентация нового поэтического альманаха-навигатора Союза российских писателей «Паровозъ». Альманах издан в Москве, но московскими поэтами его состав не ограничен, в нем представлены авторы самых разных уголков нашей страны, а также зарубежные авторы с русскоязычными стихами и переводами. >>>

 


 

 

ОПРОС: 35 ПРОЦЕНТОВ РОССИЯН НЕ ПРОЧИТАЛИ НИ ОДНОЙ КНИГИ В 2012 ГОДУ

«Российская газета», 04.04.2014

Результаты опроса показали, что 35 процентов россиян не прочитали ни одной книги в 2012 году. Об этом рассказала президент Российской академии образования, президент Санкт-Петербургского государственного университета, филолог Людмила Вербицкая.

«По результатам опроса, в 2012 году 35 процентов россиян не прочитали ни одной книги. Вдумайтесь в эту цифру. А те, что прочитали - на первом месте детективы, потом фантастика и фентези, затем классические и исторические романы и так далее. На последнем месте - поэзия», - приводит слова Вербицкой «Интерфакс».

Также она констатировала, что только 10 процентов родителей читают книги своим детям дошкольного возраста.

По словам Вербицкой, степень раскованности русской речи достигла предела. «Более вульгарными стали за последние годы слова-паразиты. Раньше были «на самом деле», «фактически», «вообще-то» и так далее. А сейчас что? «Блин», «прикинь», «прикольно», «типа того» и «как бы»! С этим «как бы» надо бороться», - заключила Вербицкая.


 

«ПЛАМЕНЕЮЩИЙ ВОЗДУХ» В АРКТИКЕ

Борис Евсеев высоко оценил произведения, поданные на Конкурс имени Рытхэу

НГ-Exlibris, 27.03.2014

В столице Чукотки Анадыре прошел 10-й юбилейный Конкурс имени Юрия Рытхэу (1930–2007), признанного классика русской чукотской прозы, хорошо известного читателям нашей страны, Европы и Америки.

Жюри под председательством писателем Бориса Евсеева из 47 книг и рукописей, поступивших на конкурс из Екатеринбурга, Уфы, Красноярска, Краснодара, Таймыра, городов и сел Чукотки, Камчатки и Магаданской области, отобрало лучшие произведения, посвященные природе и людям Крайнего Севера.

Гран-при Конкурса имени Рытхэу получил чукотский писатель Иван Омрувье. Также лауреатами и дипломантами стали прозаик из Анадыря Константин Уяганский, поэтесса Любовь Казарцева, публицист Анфиса Шарыпова, автор прекрасных произведений для подростков Константин Ханькан и другие поэты, прозаики и публицисты Крайнего Севера.

Вот что сказал председатель жюри премии Борис Евсеев: «Уровень прозы и некоторых публицистических работ оказался очень высоким. А рассказы Ивана Омрувье из рукописи «Кочевники», его повесть «Маралькот», как и цикл рассказов Константина Уяганского «Где-то на Крайнем Севере», могли бы украсить страницы любого столичного толстого журнала!»

Программа работы конкурса была обширной: в музее «Наследие Чукотки» с успехом развернули выставку «Юрий Рытхэу – писатель утреннего края», прошли мастер-классы и концерты. А в Центральной городской библиотеке имени В. Тан-Богораза состоялась презентация романа Бориса Евсеева «Пламенеющий воздух». Необычная тематика этого произведения, а также новые неизвестные широкой публике факты, связанные с эфиром и эфирным ветром, по-настоящему заинтересовали северян. Может, именно поэтому, несмотря на жгучий арктический ветер за окнами, презентация романа прошла очень тепло.

На торжественной церемонии вручения премии, прошедшей 9 марта, была зачитана приветственная телеграмма министра культуры РФ Владимира Мединского, а также оглашены имена писателей, чьи книги по итогам конкурса будут изданы за счет бюджета Чукотского автономного округа.


 

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ: «МЫ НЕ ЗНАЕМ ФИЗИКИ ОГРОМНЫХ ОБЪЁМОВ ИНФОРМАЦИИ»

«Новая газета» в Нижнем Новгороде, 22.03.2014

Такого количества телекамер, микрофонов, диктофонов и журналистов с горящими глазами здесь, в Белом зале библиотеки, не было никогда. Интеллектуальный коэффициент на одном квадратном метре в этот час зашкаливал. Профессора и кандидаты наук, филологи, экономисты и другие приветствовали друг друга. Блестящие лекторы, конечно же, знают друг друга, но не так часто встречаются в одной аудитории, тем более — в роли слушателей. >>>


 
 
17.03.2014

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ЛИТЕРАТУРЫ БУДЕТ «ДВУГЛАВЫМ»

Председателя органа, который объединит функции финансового инструмента и экспертного совета, утвердит Владимир Путин

«Известия», 12.03.2014

В России появится федеральный фонд поддержки отечественной литературы, который станет не только распределителем бюджетных субсидий, но и экспертной площадкой, вырабатывающей «литературную стратегию» государства. Согласно поручению Владимира Путина, правительство и администрация президента должны представить свои взгляды на концепцию будущего фонда уже к 15 марта.

— Работа идет одновременно с двух сторон: какие-то предложения формируются правительством, мы в администрации тоже вырабатываем свои подходы, — рассказал «Известиям» советник президента по культуре Владимир Толстой.

Идею фонда социально-экономической поддержки словесности высказали на встрече с Путиным летом 2013 года редакторы отечественных литературных журналов. Они же предложили создать Российское литературное общество — по аналогии с уже существующими географическим, историческим и др.

Как пояснил Владимир Толстой, две эти идеи предлагается объединить под крышей будущего фонда.

— С одной стороны, это будет финансовый инструмент, нацеленный на социально-экономическую поддержку литературы. Он будет отчасти похож на Фонд кино, а еще больше — на недавно учрежденный Фонд науки. С другой стороны, это будет общественно-экспертный механизм — условно говоря, то самое Российское литературное общество, — рассказал Толстой.

Глава издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова считает, что структура фонда избрана правильно.

— Должен быть экспертный совет, который разрабатывает стратегию и принципы поддержки. И должна быть исполнительная дирекция, которая распределяет деньги и следит за правильностью выдачи грантов, — пояснила собеседница«Известий».

В число членов совета, как ожидается, войдут представители всех «цехов», имеющих отношение к словесности: писатели, поэты, критики, библиотекари, издатели.

На вопрос, будет ли это собрание претендовать на формирование государственной политики в сфере литературы, советник президента отвечает осторожно, говоря о «выработке критериев оценки». А вот финансовыми рычагами общество будет распоряжаться уже наверняка.

— Этот общественно-экспертный механизм и должен определять приоритетность направления средств из фонда на те или иные цели, — убежден Толстой.

Ирина Прохорова считает, что успех масштабного начинания зависит от того, насколько прозрачной и свободной от идеологии будет работа фонда.

— Сейчас уже существуют гранты Роспечати, но с каждым годом формулировки требований становятся все более идеологизированными, и получать гранты все сложнее. Важно, будет ли экспертный совет федерального фонда только выстраивать концепцию или станет еще и филиалом «министерства морали». Так же важно, насколько фонд будет вмешиваться в рынок. Если он станет тратить деньги на пиар конкретных изданий, насильственно внедрять их, это будет разрушать принципы книжного дела, — опасается Прохорова.

По ее словам, лучшая защита от возможных злоупотреблений — создание частных фондов.

— Винить тот или иной фонд в том, что тебе не дали денег, не очень правильно. Нужно создавать альтернативные, частные фонды поддержки, тогда все будет уравновешено. Сейчас проблема в том, что таких фондов очень мало, — посетовала Ирина Прохорова.

Имя председателя будущего федерального фонда пока неизвестно: по словам Владимира Толстого, этот кадровый вопрос будет решать лично президент.

Еще одно литературное поручение Путина, данное правительству в лице Роспечати, — продумать систему грантов некоммерческим организациям, занимающимся продвижением литературы. Задание должно было быть выполнено к 1 марта, но, очевидно, отчет президенту оказался просрочен.

— Сейчас известные события несколько заслонили наши заботы: доклада по поводу грантов я еще не видел. Гранты станут одной из форм деятельности создаваемого фонда, но пока он не начал работу, хотелось бы, чтобы какие-то формы поддержки уже были предложены и начали реализовываться, — заметил Толстой.

Фонд поддержки отечественной литературы, скорее всего, будет создан в 2015 году: логика подсказывает, что чиновники приурочат это событие к Году литературы, который будет проводиться в России после Года культуры. Как ожидается, президент подпишет указ о литературном годе в апреле 2014-го.

Ярослав Тимофеев


 

 
17.03.2014

В СМОЛЕНСКЕ СНИМУТ ЭПИЗОД ФИЛЬМА О БАЕВСКОМ

«Смоленская газета», 15.03.2014

Баевский

В одном из эпизодов будущего документального фильма о Вадиме Баевском снимется писатель и поэт Дмитрий Быков.

23 марта он приезжает в Смоленск, где проводит творческий вечер в Доме культуры «Кристалл». В этот же день, выкроив пару часов в своем плотном графике, Дмитрий Львович отправится на съемочную площадку. Ею предположительно станет дворик дома, где раньше жил Вадим Соломонович.

- Баевский был одним из ведущих российских - рискну сказать, что и европейских, - стиховедов: стиховед должен совмещать знание теории с безупречным вкусом, особого рода слухом, сродни музыкальному. Анализом, структуралистской точностью, разбором техники тут не отделаешься: нужно почти иррациональное умение отличать хорошее от дурного (именно развитию этой способности у школьников посвящена его кандидатская диссертация, абсолютно новаторская по самой постановке вопроса). В принципе ведь можно анализировать всякие стихи, графомания даже более показательна, на ней легче показать закономерности, но что толку копаться в шлаке? Баевский обладал абсолютным вкусом, а научная строгость его мышления была такова, что он умел объяснить поэту логику его развития лучше, чем понимал ее сам поэт. Вот почему его мнением так дорожил Давид Самойлов, вот почему его вклад в пастернаковедение ценили все коллеги, а академик Колмогоров, применивший к теории стиха математические модели, нашел в Баевском любимого единомышленника и собеседника. К сожалению, лично с Вадимом Соломоновичем общаться не приходилось. Только с его дочерью, замечательной переводчицей, Еленой Баевской. Но он хорошо относился к моей книге о Пастернаке, а чтение его текстов - выдающих в авторе прирожденного лектора, доходчивого без упрощений, - всегда оставляло чувство живого диалога.

Марина Сергученкова


15.03.2014

БЕРЕГ ПОРЯДОЧНОСТИ

Писатель-фронтовик Юрий Бондарев отмечает юбилей

Павел Басинский

Юрию Васильевичу Бондареву исполняется 90 лет.

Осенью прошлого года ему вручали литературную премию «Ясная Поляна» им. Льва Толстого. >>>


 

14.03.2014

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ПРОШЁЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «КНИГА И ЧТЕНИЕ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ»

Телеканал «Культура», 13.03.2014

Какое место занимают книга и чтение в культурном пространстве России? Какова доступность книг в разных регионах? Эти темы обсудили участники круглого стола, организованного Комитетом по культуре Государственной думы. Особенно много проблем связано с резким сокращением числа книжных магазинов и муниципальных библиотек. И хотя по количеству выпускаемых книг и ассортименту – наши показатели на уровне ведущих стран мира, чтение в России постепенно уступило место другим увлечениям. Рассказывают «Новости культуры».

Шестьдесят процентов россиян, опрошенных в 44 регионах, никогда не дарят книги родным и близким. Лишь семь процентов читают книги своим детям – лет сорок назад это делали 80 процентов наших соотечественников. А половина опрошенных не прочла за последний год ни одного художественного произведения.

 «Те же, кто читают, отдают предпочтение не Достоевскому, а Стефани Майеру, – говорит заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова. – Массовая культура структурируется темами, но не именами. Фамилии авторов и названия книг редко остаются в памяти читателей. Потому что установка на развлечение не ориентирует на запоминание. 58 процентов не смогли назвать книг, которые произвели на них сильное впечатление».

Меньше читают не только в России. 40 процентов британцев признались: ни разу в жизни не прочли ни одной книги. Тем временем в рейтинге читающих стран Россия – на 7-м месте. Первые три заняли Индия, Таиланд и Китай. Интерес к чтению на Западе подхлестывают по-разному. Так, в США запускали госпрограмму «Большое чтение» – и во всех Штатах читали, инсценировали и обсуждали несколько произведений американских авторов. В Германии периодически устраивают читки известных произведений знаменитых писателей. Владимир Толстой призывает найти свой путь, который начнется с пересмотра школьных программ.

 «Мне кажется главная задача – приостановить и повернуть вспять процесс, который последние четверть века идет в нашей школе, – отмечает Владимир Толстой. – Это дегуманитаризация образования. Если мы не вернем книгу и чтение в школу, то мы не будем иметь читателя через очень короткое время. Надо пересматривать программы. Надо по-другому учить литературе. И не учить, а увлекать чтением».

Парадоксально, но российские дети до десяти лет занимают второе место после Гонконга по количеству прочитанных книг. Подростки уже так не радуют. Чтобы чтение стало модным, книжные магазины предлагают превратить в досуговые центры. Но пока об этом можно говорить лишь в крупных городах. В провинции – книжные магазины неконкурентоспособны.

 «Наш уродливый и нанесший огромный вред экономике 94 федеральный закон загнал книжные магазины в тоску. – говорит президент Российского книжного союза Сергей Степашин. – Какая конкуренция? Как может выдержать книжный магазин конкуренцию с водочным, мясным? За 2-3 года мы потеряли тысячу магазинов именно в регионах».

 

 
13.03.2014

ВСЕ ТЕБЕ, ВСЕГДА ТЕБЕ МОЛЮСЬ!

«Брянский рабочий», 20.06.2013

О празднике поэзии, прошедшем в селе Тюнино Брянской области в июне 2013 года и посвященном творчеству Н.И. Рыленкова.

начало

окончание


 

С РОДНОЙ ЗЕМЛЕЙ НАВЕКИ ОБРУЧЕН

На Смоленщине широко отпраздновали 105- летие со дня рождения Никлая Рыленкова.

«Брянский рабочий», 27.02.2014


 

ВЛАДИМИР МАКАРЕНКОВ. Песня «Русское сердце». Написана к радиоинсценировке его поэмы «Таборная гора».


 

03.03.2014

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ВРУЧИЛ КАРЕЛЬСКИМ ПИСАТЕЛЯМ ЛИТЕРАТУРНУЮ ПРЕМИЮ ЖУРНАЛА «СЕВЕР»

«Карелия Официальная»

Официальный портал органов государственной власти республики Карелия

26 февраля Глава республики Александр Худилайнен вручил двум карельским писателям – Надежде Васильевой и Юрию Линнику - литературную премию журнала «Север» за 2013 год. >>>

 

ЧЕРНОВИКИ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» ВЫЛОЖИЛИ В СЕТЬ

«Российская газета», 20.02.2014

Черновые редакции и варианты романа «Война и мир» Льва Толстого теперь можно легко поместить в дамскую сумочку. Как? Очень просто: проект «Весь Толстой в один клик» выложил их на сайте. Читайте и познавайте Льва Николаевича прямо со своего гаджета. >>>


 

 

МИХАИЛ КУРАЕВ: УСМЕШКА И СОСТРАДАНИЕ

Навстречу   75-летию писателя

РИА ОмскПресс – 26 февраля 2014

Александр ЛЕЙФЕР

Считается, что известность к ленинградскому писателю, лауреату Государственной премии РФ Михаилу Кураеву пришла после того, как в «Новом мире», имевшем тогда  полумиллионный тираж, была напечатана его повесть о Кронштадтском мятеже «Капитан Дикштейн»(1987 год). >>>


 

ЛЬГОТНЫЕ АРЕНДНЫЕ СТАВКИ ДЛЯ КНИЖНЫХ МАГАЗИНОВ ЗАФИКСИРУЮТ

Pro-Books, 24.02.2014

Поправки в закон о защите конкуренции сделают фиксированными льготные тарифы аренды для книжных магазинов. Новые правила коснутся только тех магазинов, которые разместятся в помещениях государственной собственности. >>>

 
 
21.02.2014

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Современная библиотека», 2013, №9

Интервью с руководителем проекта «Свет родной души», исполнительным директором Библиотечной ассоциации Республики Карелия Валентиной Лапичковой. >>>

 

20.02.2014

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР БОРИСА СКОТНЕВСКОГО

14 февраля в ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека» прошел творческий вечер Бориса Скотневского, поэта, председателя тольяттинской писательской организации, лауреата премии имени Н.Рыленкова за 2013 год, члена Союза Российских писателей, члена правления Союза Российских писателей. >>>


 

АЛЕКСАНДР ЛЕЙФЕР: «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА САМАЯ ВАЖНАЯ»

АиФ – Омск, 18.02.2014

Известный омский писатель недавно выпустил новую книгу «Жить вместе», которая номинирована на Горьковскую литературную премию. О том, какая она, современная литература, есть ли в Омске юные дарования, Лейфер поделился с корреспондентом «АиФ в Омске». >>>


 

ЛАУРЕАТОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ РЫЛЕНКОВА СТАЛ ПОЭТ БОРИС СКОТНЕВСКИЙ

Смоленская ГТРК, 18.02.2014

Церемония награждения литературной премией имени Николая Рыленкова прошла на родине смоленского поэта. Ее обладателем стал известный российский поэт Борис Скотневский. >>>


 

ПРЕМИЮ РЫЛЕНКОВА ПОЛУЧИЛ БОРИС СКОТНЕВСКИЙ ИЗ ТОЛЬЯТТИ

«Смоленские новости», 18.02.2014

Премия, учреждённая администрацией Смоленской области, вручается уже во второй раз. Её первым лауреатом стал учёный и литератор Вадим Баевский. Нынче награды удостоен поэт Борис Скотневский из Тольятти. Награда была вручена на малой родине Николая Рыленкова – в Рославле, в центральной библиотеке райцентра, носящей имя прославленного поэта. >>>


 

МОСТИК ПОЭЗИИ ИЗ СМОЛЕНСКА В ТОЛЬЯТТИ...

«Смоленская газета», 17.02.2014

...пролёг через Рославль. Вторым лауреатом премии имени Рыленкова стал поэт Борис Скотневский. >>>


 

ПИСАТЕЛЬСКИЕ ПЕНСИИ ХОТЯТ ПРИВЯЗАТЬ К ДЕПУТАТСКИМ

«Известия», 17.02.2014

Крупнейшие писательские союзы нашли много общего между литературной и законотворческой работой >>>


 

СБОРНИК «ТИХОЙ ЛИРИКИ»

«РЕН-ТВ-Смоленск», 14.02.2014

Живая связь времен – книга избранных стихотворений Николая Рыленкова охватывает более чем сорокалетний отрезок его творческой жизни. Составили сборник дочь и внучка Николая Ивановича. Новое издание презентовали сегодня – в гимназии имени Пржевальского прошел литератеруно-музыкальный вечер, посвященный 105-летию со дня рождения поэта. >>>


 

АЛЕКСАНДР ЛЕЙФЕР:  «ПИСАТЕЛИ НА ПЕНСИЮ НЕ ВЫХОДЯТ»

«Омская правда», 29.01. 2014

Известный омский писатель, краевед, блогер, журналист, председатель Омского отделения Союза российских писателей Александр Лейфер отметил 70-летний юбилей. >>>


 

 

РОССИЙСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ СОЗДАТЬ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ЛИТЕРАТУРЫ

 Pro-Books.ru, 28.01.2014

Путин подписал несколько поручений по предложениям, озвученным в ноябре 2013 года на Литературном собрании. В перечне — организация Года литературы и Фонда поддержки литературы, гранты и другие виды финансирования отрасли.

По итогам первого Российского литературного собрания, которое прошло 21 ноября прошлого года, Владимир Путин утвердил ряд поручений. Перечень задач был подписан 14 января 2014 года и опубликован на официальном сайте российского президента. Поручения адресованы Правительству страны, Администрации президента, а также МИДу России.

До 15 марта Администрация президента в сотрудничестве со специалистами отрасли и российским правительством должна разработать и представить на обсуждение варианты организации федерального Фонда поддержки отечественной литературы.

Российское правительство должно до первого марта доложить о проработке вопроса об учреждении президентских грантов, которые будут выдаваться с целью поддержать некоммерческие организации, деятельность которых связана с продвижением на отечественном рынке литературы и с популяризацией чтения. Также правительство должно разработать другие механизмы оказания финансовой помощи компаниям, которые продвигают в стране литературу и развивают интерес к чтению.

Кроме того, руководству страны нужно будет до 1 апреля изучить, насколько велика необходимость вносить в законодательство изменения, регулирующие отношения с работодателями и пенсионное обеспечение литературных работников.

Займется правительство и высшим образованием в сфере литературы: рассмотрит возможность расширения перечня специальностей и направлений подготовки литработников.

На обсуждение вынесут названия профессий и должностей работников различных сфер искусства, а также сотрудников СМИ, которые нужно включить в Общероссийский классификатор занятий и перечень профессий и

Должны быть разработаны меры государственной поддержки ВУЗов, которые готовят литературных переводчиков, специализирующихся на работе с произведениями на языках народов РФ, СНГ, Прибалтики, Грузии. Господдержку окажут и организациям, осуществляющим издательскую деятельность и специализирующихся на издании и распространении таких произведений.

Доклад о проделанной по последним трем пунктам работе должен будет сделан 1 июня нынешнего года, а ответственным за выполнение поручений по ВУЗам и издательствам назначен Дмитрий Медведев.

До 15 апреля 2014 года правительство РФ, совместно с органами исполнительной власти страны, должно разработать и представить предложения о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы. Причем это поручение Путина предусматривает не только озвучивание концепции мероприятия, но и готовый план его финансового обеспечения.

Министерство иностранных дел России до 1 июня 2014 года должно провести мониторинг и анализ эффективности существующих форм продвижения и популяризации русского языка, русской литературы и литературы народов Российской Федерации за рубежом. За это поручение отвечает Сергей Лавров.

Напомним, что во время Литературного собрания, прошедшего в Москве 21 ноября 2013 года, работала объединяющая профессионалов книжного рынка секция «Проблемы книгоиздания, книготорговли, библиотек как инструмента доставки книги читателю». По итогам обсуждения самых актуальных проблем отрасли, участниками секции была подготовлена резолюция с предложениями, которые смогут сделать более эффективным издательский бизнес, повысить интерес потребителей к чтению и увеличить популярность русской литературы в стране и за ее пределами.


 
 
28.01.2014

ДАНИИЛ ГРАНИН: ПОСЛЕ ВОЙНЫ МЫ СЧИТАЛИ СЕБЯ САМЫМИ ВЕЛИКИМИ

«ИноСми»/ «Die Welt», Германия

Российский писатель Даниил Гранин выступил в понедельник, в День памяти жертв нацизма, в Бундестаге. В годы войны с 1941 по 1945 годы он воевал добровольцем против Германии. Сегодня он - скептик. >>>


 

СТАРЕЙШИЙ ТОЛСТЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИИ - «ЗВЕЗДА» ПРАЗДНУЕТ СВОЕ 90-ЛЕТИЕ

ИТАР-ТАСС, 24.01.2013

Даже в условиях 900-дневной ленинградской блокады не терял связи с читателями журнал «Звезда», который соберет друзей и авторов на юбилейный вечер по случаю своего 90-летия. Встреча пройдет в Доме актера имени Константина Станиславского с презентацией праздничного номера.

Несмотря на бурные и суровые события истории, старейший толстый литературно-общественный журнал России родился под счастливой звездой. Уже в первом его номере, вышедшем в 1924 году, встретились под одной обложкой Максим Горький, вернувшийся на родину Алексей Толстой и уже эмигрировавший к этому моменту поэт Владислав Ходасевич. Здесь печатались многие выдающиеся писатели и поэты, в том числе Анна Ахматова и Михаил Зощенко, ставшие в 1946 году объектом травли в печально знаменитом постановлении ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Редакция тяжело пережила этот удар, однако спустя некоторое время вновь обрела достойное место среди литературно-художественной периодики.

«Мы не проповедуем никакой партийной идеологии, давая на наших страницах простор для всех точек зрения. Главным критерием неизменно служит для нас художественный уровень рукописей. И мы всегда по-особому радуемся новым именам», - говорит главный редактор журнала, литературовед и историк литературы Андрей Арьев, на равных возглавляющий это издание с писателем Яковом Гординым.

Здесь публиковали свои произведения Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Даниил Гранин, Андрей Битов, Александр Городницкий, Александр Кушнер, отметивший недавно 50-летие своего поэтического дебюта в «Звезде». Он считает, что это издание славится своими поэтическими традициями, предоставляя свои страницы и «авторам из глубинки». «Звезду» отличают уникальные публикации мемуаров, охватывающих весь ХХ век, фундаментальная публицистика и полемические материалы.

По иронии судьбы журнал, выходивший в блокаду тиражом 10 тысяч экземпляров, ныне снизил тираж до 3 тысяч. Однако, согласно статистике, благодаря Интернету и рассылке по библиотекам его реальная читательская аудитория исчисляется сотнями тысяч. Как считают издатели, сейчас чрезвычайно важно обеспечить библиотекам надежную финансовую базу для подписки на толстые журналы, интерес к которым в малых городах очень велик. У «Звезды» - длинная очередь авторских рукописей, ждущих своего часа. Редакция получает поддержку от государства, выигрывает гранты, которые выдаются на социально значимые проекты. Издатели не боятся конкуренции, поддерживают хорошие отношения с родственными изданиями и убеждены, что читателей хватит на всех.


 

Радио «Вера»

Анатолий Богатых

Совсем недавно, в Санкт-Петербурге с предисловием известного московского поэта и эссеиста Игоря Меламеда (недавно мы читали и его стихи в нашей программе), – вышла большая поэтическая книга Анатолия Богатых «Под уездной звездой». >>>

 

 

УВОЛЬТЕ ПУШКИНА!

Литературный журнал «Сибирские огни» пытаются сделать рупором регионального ЖКХ

«Свободная пресса», 2.01.2014

Некто Андрей Эдуардович Гудовский – житель славного города Новосибирска, министр региональной политики, человек в русской литературе не то чтобы малоизвестный, а до сегодняшнего дня неизвестный вовсе, прославился скоропалительно, как прибивший свои ядра к московской брусчатке питерский художник. И вовсе не громкой публикацией талантливого рассказа или, простите мой французский, эротической поэмы, а формой малой, но ёмкой, канцелярской – приказом об увольнении главного редактора старейшего нашего литературного журнала «Сибирские огни» Владимира Берязева.

 Совершенно не интересно в этой связи обсуждать личность или профессиональные качества Берязева. Интересно обратить внимание высокой публики на маленький пассаж пера г-на министра: «Мы будем развивать журнал». Развивать старейший русский литературный журнал правительство Новосибирской области, очевидно, собирается физическими упражнениями и собственными литературными потугами в нерабочее время.

 Самое в этом интересное, что администрация Новосибирской области не полномочна увольнять или назначать главного редактора СМИ «Сибирские огни» и, по факту, не имеет фактической возможности как-то влиять на выход журнала в свет. «У СМИ, зарегистрированного в 1998 году, действительно, два учредителя», - сетует г-н министр. Учредители эти, добавлю от себя, в сегодняшних реалиях никогда не смогут договориться, а пока они не договорятся, главным редактором СМИ «Сибирские огни» останется Владимир Берязев и представляемая им русская литература, а журнал продолжит выходить. Журнал – это не торговый бренд, а объединение единомышленников, соратников в литературе, высоких профессионалов с общей гражданской, литературной и эстетической позициями, а в дальнейшем – преемственность и уже литературная традиция. Каждый толстый литературный журнал уникален. И «Наш современник», и «Дружба народов», и «Нева», и «Знамя», и «Октябрь», и «Москва» и «Сибирские огни»... Ни один толстый литературный журнал не утратил своего лица, своей уникальности, не потерял своего особого места в русской литературе.

 Если говорить об учредителях журнала, то «Сибогни» были учреждены 27 декабря 1921 г. решением Сиббюро ЦК РКП(б), а никак не администрацией Новосибирской области. В новых исторических условиях в учредители журнала вошли Союз писателей России и, действительно, администрация Новосибирской области, учредившая как унитарное государственное учреждение редакцию журнала. Такая форма была необходима для спонсирования журнала из областного бюджета, но не наделяла администрацию никакими особыми правами и полномочиями в отношении СМИ. Однако, мало разбираясь не только в литературе, но и в законодательстве, некоторые руководители правительства Новосибирской области захотели превратить старейший литературный журнал России в региональный политический листок. На сегодняшний день сотрудники редакции из государственного предприятия уволились, а Союз писателей России в соответствии с законом РФ о СМИ принял на себя функции редакции, делегировав эти обязанности своим членам – бывшим сотрудникам редакции и Владимиру Берязеву в качестве главного редактора. Редакция журнала не обязана быть юридическим лицом, а издатель для «Сибогней» уже нашёлся. У администрации области был отличный путь выхода из затеянного ей конфликта – не позориться и молча выйти из соучредителей журнала. Но наши чиновники так не могут.

 Г-н Гудовский, можете потренироваться в подписании приказов об увольнении Некрасова, Пушкина, Толстого или Чехова – полезно для развития мелкой моторики пальцев правой руки. А когда надоест – заняться другими видами литературного творчества, а мы уж их профессионально заценим. Но журнала «Сибирские огни» у себя на посылках – как рупора коммунальной региональной политики и ЖКХ, органа министерской графомании – администрации не видать как своих ушей.

 Автор - поэт, член редакционной коллегии журнала «Сибирские огни»


 

АРХИВ

В зеркале СМИ

2013 (V - XII)

2013(I-V)

2012

2011

2009-2010

0409 0509

 
 

 

 

 

 

Anons

Анонсы

Как стать писателем

В зеркале СМИ

Конкурсы

Конкурсы, фестивали

Премии СРП

Премии СРП

фотогалерея

Фотогалерея