TITUL

 
DR

PM

В ЗЕРКАЛЕ СМИ. АРХИВ 2009


 

РАССКАЗЫ О СЧАСТЬЕ

Назван лауреат Международной Букеровской премии

«РБК daily», 28.05.2009

Манро Новым лауреатом Международной Букеровской премии стала канадская писательница Элис Манро. 60 тыс. фунтов стерлингов будут вручены ей на торжественной церемонии в Дублине 25 июня. Манро уже сообщила журналистам, что она «поражена и восхищена» этой новостью.

«Международный Букер» был учрежден в 2005 году. Всем известен The Man Booker prize, то есть непосредственно «Букер», вручающийся с 1969 года жителям Британского Содружества наций или Ирландии. Лауреатами «Букера» были Айрис Мердок, Салман Рушди, Джон Кутзее, Уильям Голдинг, Йэн Макьюен, Арундати Рой, Маргарет Этвуд и другие знаменитости. Премия размером 50 тыс. фунтов вручается ежегодно, спонсорами являются компании Booker, производящая продукты питания, и Man, работающая на рынке финансовых услуг. А в нашей стране с 1992 года по инициативе Британского совета в России вручается «Русский Букер» — премия за лучший роман на русском языке. В разные годы победители (среди которых были Владимир Маканин, Булат Окуджава, Василий Аксенов, Людмила Улицкая) получали от 15 до 20 тыс. долл.

«Международный Букер» вручают раз в два года за творческую активность и весомый вклад в литературу писателям любой национальности и гражданства, чьи произведения переводились на английский. Первым лауреатом стал албанец Исмаил Кадаре, а в 2007 году премия досталась нигерийцу Чинуа Ачебе.

В этом году в списке претендентов было 12 человек, и среди них — такие известные авторы, как Эдгар Доктороу и Марио Варгас Льоса. Также среди номинантов значилась и Людмила Улицкая. Член жюри The Man Booker international prize писатель Андрей Курков лично номинировал Улицкую, по его словам, «за продолжение лучших традиций русской классической прозы». Но всем им жюри предпочло 77-летнюю Элис Манро из Канады, свой первый сборник рассказов «Танец счастливых теней» опубликовавшую еще в 1968 году. «Элис Манро в основном известна как новеллистка, однако в каждый рассказ она вносит столько же глубины, мудрости и меткости, сколько помещается в объемных романах», — отмечается в заявлении жюри.

Рассказы о тихой провинциальной жизни сделали Манро одной из двух самых известных писательниц из Канады в мире (другая — Маргарет Этвуд), она становилась лауреатом многих литературных премий, кроме того, почти ежегодно ее номинируют на Нобелевскую премию по литературе, но пока безуспешно. Она регулярно говорит журналистам о своем желании написать большой серьезный роман, о том, что время «перейти к большому материалу» для нее, наконец, пришло. Но этого не произошло. Зато она — автор 11 сборников рассказов, а осенью нынешнего года выйдет в свет и новый под названием «Слишком много счастья».

Алла Иванова

 

В РОССИИ ОТКРОЮТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ПЕРИОДИКИ

«Lenta.Ru», 28.05.2009

web Компания «Логос», объединяющая крупные предприятия Москвы по распространению прессы, запускает интернет-магазин Read, в котором четверть ассортимента займут периодические издания, сообщает «Коммерсант».

В новом интернет-магазине можно будет приобрести отдельные номера периодических изданий или оформить подписку, в том числе на редкие в Москве журналы.

По словам генерального директора «Логос интернет» Вячеслава Помещикова, магазин откроется 3 июня. «Около 40 процентов ассортимента составят книги, примерно 25 процентов - периодические издания, 20 процентов - мультимедиа, остальное - канцтовары», - заявил Помещиков. Создатели Read обещают представить пользователям более 100 тысяч книжных наименований.

Доставлять товары планируется почтой или с курьером. В Москве и Санкт-Петербурге будут работать пункты самовывоза, которыми станут 380 точек распространения прессы, принадлежащие «Логосу». Руководство компании рассчитывает достичь в ближайшие годы месячного оборота в размере до двух миллионов долларов.

В некоммерческое партнерство «Логос» входят сеть «Центропечать», компании «Центр дистрибуции прессы», «Пресс Хаус», «Межрегиональное агентство подписки», «Нева-пресс». Совладельцами этих предприятий являются Дмитрий Мартынов и наследники Ольги Былининой.

В 2004 году крупнейший российский интернет-магазин Ozon отказался от продажи периодических изданий из-за низкой прибыли от этой части ассортимента.

 

ЗА НОВОГО ЧИТАТЕЛЯ!

Объявлен «шорт-лист» Национальной литературной премии «Большая книга»-2009

«Российская газета», 26.05.2009

БК Вчера в ГУМе был объявлен «короткий список» Национальной литературной премии «Большая книга»-2009. В четвертом сезоне за финал боролись 48 произведений («длинный список») из 384, присланных в адрес Совета экспертов.

«Короткий список» «Большой книги» был объявлен на торжественном обеде, открывая который руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский заметил, что ежегодное оглашение «короткого списка» премии - это приглашение интеллигентного читателя к чтению современной литературы. Этот список есть то, что нужно прочитать летом образованному человеку. Он также сказал, что надеется, что произведения-победители «Большой книги» когда-то войдут в список школьной программы.

Предваряя оглашение «шорт-листа», председатель Совета экспертов Михаил Бутов признался, что в этом году Совету экспертов было крайне непросто утвердить окончательный список: «Спорили больше 2 часов». Бутов также отметил, что Совет экспертов в прежние сезоны мог сразу предугадать, что та или иная книга обязательно окажется в обоих списках премии и может претендовать на победу. «В этом году уверенности нет никакой, - заявил он. - Я не знал, кто составит «список финалистов», и предположить не могу, кто получит премию».

Скорее всего, интрига с выявлением победителей также будет сохраняться до самого последнего момента. В «короткий список» попали хорошие книги, но среди них нет явных лидеров, как в прошлом году. Зато есть имена неожиданные. Мало что известно о родившемся в Одессе гражданине США Вадиме Ярмолинце и о художнике-мультипликаторе из Еревана Мариам Петросян. Никем, кроме Совета экспертов, еще не прочитана рукопись Андрея Балдина «Протяжение точки». Мария Галина с романом «Малая Глуша» до сих пор была более известна как поэт и литературный критик. Более очевидным было попадание в список действительно мощной книги рассказов Бориса Евсеева «Лавка нищих», хотя сих пор этого писателя не очень привечали жюри крупных литпремий. 

С другой стороны, в финале есть явные «тяжеловесы»: Андрей Волос и Ольга Славникова, уже побывавшие ранее в «коротком списке» «БК». Есть очень авторитетный писатель с диссидентским прошлым Борис Хазанов, живущий в Мюнхене и недавно отметивший 80-летие, и знаменитый автор «Альтиста Данилова» Владимир Орлов с новым романом. Есть и фактически живой классик Леонид Зорин. Есть и молодой Александр Терехов, неизменно привлекающий повышенное внимание после своего громкого дебюта и популярной публицистики. И наконец, замечательный критик и филолог Алла Марченко с книгой об Ахматовой.

На церемонии оглашения «короткого списка» всем явно недоставало одного человека. В банкетном зале ощутимо отсутствовал главный творец идеи «Большой книги», заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев. К счастью, после церемонии выяснилось: он в это время ждал рождения сына. Который благополучно родился.

С новым читателем, «Большая книга»!

В финал премии вышли:

Андрей Волос «Победитель», Мария Галина «Малая Глуша», Борис Евсеев «Лавка нищих», Леонид Зорин «Скверный глобус», Алла Марченко «Ахматова: жизнь», Владимир Орлов «Камергерский переулок», Ольга Славникова «Любовь в седьмом вагоне», Александр Терехов «Каменный мост», Борис Хазанов «Вчерашняя вечность», Леонид Юзефович «Журавли и карлики», Вадим Ярмолинец «Свинцовый дирижабль «Иерихон - 86-89», Андрей Балдин «Протяжение точки», Мариам Петросян «Дом, в котором...»

Павел Басинский

 

Горькая музыка

Умер поэт Александр Межиров

«Газета», 25.05.2009

Межиров В Нью-Йорке на 86-м году жизни умер поэт Александр Межиров. Будучи одним из ярчайших представителей фронтового поэтического поколения, он шел отдельным путем, расширяя привычный для своего времени горизонт советской поэзии, обращаясь к классической традиции, по-своему преломляя поэтику Серебряного века.

Многие стихотворения Межирова не только навсегда остались в культурной памяти, но и стали символами эпохи. Среди таких произведений - и вписавшееся в контекст советского официоза «Коммунисты, вперед!», и горькое «Артиллерия бьет по своим», в котором проговаривается неофициальная правда о войне, и, конечно, пронзительная «Музыка».

Творчество Межирова имело огромное значение для его младших коллег - поэтов-шестидесятников, в частности, для Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко, считающего себя его учеником.

Александр Межиров родился в 1923 году в Москве. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, в 1943-м был демобилизован после ранения. В 1947-м, за год до окончания Литературного института имени Горького, выпустил дебютную книгу стихов «Дорога далека», участвовал в занятиях литературной группы Ильи Сельвинского. В 1994 году уехал в Америку, где и был издан его последний сборник.

Критик Евгений Сидоров: «Он прививал нашей поэзии дыхание космоса»

Я знал Александра Петровича много лет, даже десятилетий. Мы работали вместе в литературном институте, часто общались. Самый любимый его поэт - Владислав Ходасевич. Среди фронтовых поэтов его выделяло редкое знание мировой поэзии и библейских текстов. Это отличало его даже от Давида Самойлова, который тоже был весьма хорошо образован. Межиров оказал огромное влияние на всю поэзию шестидесятников. Он как бы незаметно и с существенной долей внутренней иронии прививал нашей поэзии черенок вечности. В его военных стихах всегда чувствовалось дыхание космоса. И даже в стихотворении «Серпухов», посвященном няне, тоже есть элемент этого дыхания.

Это был человек блоковского типа. Он любил музыку стиха, причем она у него соединялась с бытом, с какими-то фантазиями.

Он никогда не был диссидентом, а в коммунисты вступил на войне: он воевал под Ленинградом.

Кстати, «Коммунисты, вперед!» - религиозное стихотворение. У него всегда все было на грани религии. Он часто что-то придумывал, любил фантастику в своей жизни и вокруг, любил театр - не драматургию, а опять-таки театр в жизни. Он себя вымечтал и выдумал. Например, он считал себя великим бильярдистом, и вокруг него действительно стали группироваться виртуозные игроки, некоторые из которых потом вступили в Союз писателей.

В последний раз я видел его в 1995 году на лужайке Белого дома. Он уже был в эмиграции, и Билл Клинтон вручал ему американскую премию за участие в войне. Александр Межиров был одним из самых лучших поэтов, которые писали на русском языке в XX веке.

Кирилл Решетников

 

АТАКА НА «ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ»

Против директора музея-заповедника «Михайловское» Георгия Василевича организовано настоящее преследование    

«Вести», 24.05.2009

Михайловское Против директора музея-заповедника «Михайловское» Георгия Василевича организовано настоящее преследование. А ведь этот человек сохранил для нас жемчужину. Но нашлись те, кто решил, что «Пушкинские горы» - слишком лакомый кусок. Начались проверки, заведены дела. Как заповедник переживает атаку?

Не зарастет народная тропа к поэту в Михайловское. Мотоциклисты из соседних сел и деревень не дадут - по заповедным лугам они проносятся, наплевав на всяческие запреты. Интеллигентным экскурсоводам и охранникам все равно за ними не угнаться.

Как бороться и как уберечь от вытаптывания такую красоту, ведь Пушкинский заповедник простирается на десять тысяч гектаров? В нетронутых рощах - строевой лес и дичь, а в прудах и озерах столько рыбы!

«Иногда хочется половить с сачком, иногда с динамитом, иногда хочется половить сетями», - говорит директор Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Георгий Василевич.

Директор музея-заповедника находится в Москве, естественно, в Пушкинском музее - идет подготовка к юбилею поэта. Но сейчас среди  рукописей и черновиков Георгий Василевич все больше о судьбе заповедника думает. На руководство завели уголовное дело - придрались к поездке сотрудников в шведский музей за опытом - якобы не имели на это право.

«Сегодняшняя ситуация музеев-заповедников такова, что наказать меня можно за ведение лесного паркового хозяйства - оно незаконно, поскольку я не имею права на его производство: за покос и уход за лугами, за проведение выставочной деятельности за пределами музея-заповедника», - сказал Василевич.

Тучи над соломенными крышами Пушкиногорья сгустились еще несколько лет назад, когда районные власти решили застроить заповедник гостиницами и парковками, а на знаменитом мельничном пруду, где «гуляет» Царевна-Лебедь, предложили поставить плавучий ресторан и лодочную станцию.

«Вокруг Пушкинского заповедника существует много «спорных» территорий, и от позиции директора зависит, будут застроены эти территории или нет, потому что охранного законодательства для этих заповедных территорий не существует», - отметил советник губернатора Псковской области по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры Игорь Гаврюшкин.

Позиция директора музея-заповедника Василевича была ясной и понятной: никаких отелей и коттеджных поселков с видом на родовое имение поэта быть не может и не должно, даже если этого кому-то очень хочется. За отказ музей только в течение года получил более сорока проверок от налоговой, пожарной и прочих инспекций.

«Это объясняется одним простым фактом: музей завершил программу реставрации, за это время в территорию музея, в его объекты, в коллекции было вложено около 2,5 миллиарда рублей. Ценность и качество проведенной работы было настолько велико, что сегодняшний конфликт спровоцировала профессиональная работа музейщиков, ее высокое качество. Музей вдруг стал интересен и привлекателен», - уверен Георгий Василевич.

Стоимость сотки в деревнях заповедника подскочила с 15 рублей до 5-7 миллионов. И вот уже исторический ландшафт от Михайловского с «овинами дымными и мельницами крылатыми» безнадежно испорчен кичливыми особняками.

«Вдали рассыпанные хаты» уже не скажешь. Дома красивые, но не пушкинские. Здесь должны быть избы крестьянские. Мы рады соседям, но соседи должны чувствовать меру и пушкинскую гармонию», - отметила заместитель директора музея-заповедника Людмила Тихонова.

В заповеднике годами восстанавливали ту неброскую красоту псковской природы, которой суждено было стать колыбелью пушкинского гения. Здесь почти 600 реликтовых елей, дубов и лип с инвентарными номерами, за которыми осуществляется персональный уход.

«Сохранились деревья, которые являются ровесниками Пушкина, даже старше. Это три так называемые ганнибаловские ели», - рассказала хранитель парка музея-заповедника Галина Пиврик.

Эти места уже пытались дважды стереть из памяти народной: сначала в революцию сожгли все усадьбы: и Михайловское, и Тригорское, и Петровское, а потом в войну фашисты взорвали Святогорский монастырь и пытались уничтожить могилу поэта.

На возрождение Пушкиногорья ушли годы. В деревне Вороничи с помощью меценатов только недавно восстановили Воскресенскую церковь. Буквально по бревнышку в деревне Бугрово отстроили водяную мельницу - на историческом фундаменте середины XVIII века, по монастырским летописям и чертежам. Мельница - действующая и выдает в день по десять мешков муки.

«Отсюда и пошли пушкинские произведения - драма «Русалка» и несколько глав Евгения Онегина». Дуэль с Ленским происходила за этой мельницей», - пояснил хранитель музея «Водяная мельница» Сергей Ешин.

Саму деревню Бугрово постепенно превращают в музей русской деревни. Если и должно что-то строиться в заповеднике, то  только такие мельницы и избы.

За соответствие пушкинским строкам заповедник вот уже несколько лет судится с местными жителями. Вернее, это они подали иск на  музей и требуют возмещения ущерба - почти миллион рублей - дескать, по их колхозным полям ряженые крестьянки с коромыслом ходят. «У нас там огород, а не дают ни строить, ни продавать», - возмущается жительница Бугрова Роза Орлова.

Отношение здесь к заповеднику - двоякое. С одной стороны, он обеспечивает доходом чуть ли не четверть населения района, а с другой, - блага цивилизации обходят стороной. Это еще первый директор Семен Гейченко добился, чтобы ни железная дорога, ни трубы газовой «воздушки» не могли испортить эти места. А уж понять призывы музейных хранителей покрывать избы по старинке соломой или тростником и  вовсе невозможно.

«У меня есть ощущение, что кризис нам поможет. Материал дешевый, доступный и экологически чистый», - сказал хранитель музея «Пушкинская деревня» Вячеслав Козьмин.

«Заповедник может предложить нам в лаптях ходить, чтобы не портить вид», - говорит житель деревни Дедовцы Дмитрий Журавлев. Это как раз он построил дома из сайдинга и ондулина на заливных лугах реки Сороть, прямо напротив каменных крестов древнего городища, что на Савкиной Горке. Заповедник после бесплодных переговоров от этих  особняков решил отгородится и высадил перед забором несколько десятков елей.

«Со стороны Савкиной Горки этого не будет видно, но только через 10-15 лет», - утверждает главный хранитель музейных территорий Валентина Ковалева.

Намного проще оказалось решить вопрос  со страусами, которые в последнее время начали активно размножаться среди ганнибаловских березовых рощ. С частным птичьим питомником заповедник живет в гармонии. Он и туристов привлекает, и поставляет перья на музейную почту. Единственное место, кстати, в России, где можно написать по-пушкински письмо. Правда, теперь здесь перьями все больше прошения и жалобы пишут в различные инстанции, чтобы помогли спасти заповедник.

На одно уже отреагировали. Оказывается, уголовное дело на директора музея, за которое так ревностно ухватился Следственный комитет Псковской области, по закону он не имел права рассматривать.

«В настоящее время руководством Следственным комитетом решается вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших процессуальное нарушение, в том числе и руководства Следственного комитета Псковской области», - заявил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин.

Дальнейшим расследованием в Пушкиногорье будет заниматься уже Управление внутренних дел по Псковской области. А пока в уголовном деле не поставлена точка, директор музея-заповедника будет возвращаться в Михайловское, как и сам Пушкин, которого сослали сюда под полицейский надзор. «Уехал в тень лесов Тригорских. В далекий северный уезд. И был печален мой приезд...»

Александр Рогаткин

 

ЛЕТОПИСЕЦ ВОЙНЫ

85 лет исполнилось Борису Васильеву

«Газета», 22.05.2009

Васильев 85-летний юбилей отметил Борис Васильев - патриарх отечественной прозы, автор хрестоматийных повестей «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война», романист и автор сценариев. Васильев входит в плеяду крупнейших русских писателей, чьей центральной темой стала Великая Отечественная война. Его произведения давно заняли свое место в золотом фонде военной прозы наряду с текстами Виктора Некрасова и Юрия Бондарева.

Весь «долитературный» период его жизни был связан с армией и военной индустрией. Уроженец Смоленска, сын офицера Красной армии, он почти не изведал благ мирной жизни, в 17 лет уйдя добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, поступил в Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск, которую окончил в 1948 году. Потом работал по специальности - инженером, проводя испытания танковой техники. В 1954 году ушел из армии, чтобы заняться литературой. Когда вышли «А зори здесь тихие...», он печатался уже более 10 лет, но эта повесть принесла ему широкую известность. Писатель вновь возвращался к военной теме, по-разному, но с одинаковой силой и убедительностью развивая ее. Но проза Васильева открывает и другие миры. Широко известны его исторические романы: серия книг о Древней Руси, а также цикл «История рода Олексиных».

Многие произведения Васильева экранизированы. Самые известные киноверсии его военных вещей - «А зори здесь тихие» в постановке Станислава Ростоцкого, «Аты-баты, шли солдаты...» Леонида Быкова, «Не стреляйте в белых лебедей» Родиона Нахапетова, «Завтра была война» Юрия Кары. Автором сценариев ко всем им был сам писатель, хотя иногда он работал в соавторстве с Кириллом Рапопортом. В 1973 году фильм «А зори здесь тихие» был номинирован на премию «Оскар».

Поэт Андрей Дементьев:

«В Японии его изучают в школах»

Бориса Васильева отличает романтика. Он очень романтичный писатель, в чем-то даже сентиментальный, что в наше время особенно дорого. У него очень широкая аудитория, он переведен на многие языки. Например, я знаю, что в Японии его изучают в школах. Я рад, что в свое время с ним работал. Он был членом редколлегии журнала «Юность», где печаталась его повесть «Завтра была война». Замечательно, что он продолжает трудиться. Дай Бог ему здоровья.

Писатель Захар Прилепин:

«По Васильеву сняты самые пронзительные фильмы»

Это человек удивительной работоспособности. Ныне он осваивает просторы исторического романа, пишет о первых легендарных русских князьях. Когда после книг самого разного плана - военных, мемуарных, публицистических - писатель врывается в историческую литературу, причем успешно, это крайне любопытно. Я купил его исторические книжки для сына. В юности я читал его повесть «Завтра была война», и она мне очень нравилась. Текстам Васильева присуща ясность морального посыла и сюжета, что и позволяет делать на основе его книг удачные экранизации. Ведь именно по Васильеву сняты самые пронзительные фильмы - и о войне, и не о войне.

Кирилл Решетников

 

В МОСКВЕ НАЧАЛАСЬ ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНОВАНИЮ ЮБИЛЕЯ ПУШКИНА

«Вести – Москва», 20.05.2009

Пушкин В Москве началась подготовка к празднованию 210-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина. В Пушкинском музее на Пречистенке прошла научно-практическая конференция, посвященная будущим празднествам. Круг выступающих оказался весьма обширен: философы, историки, литературоведы, писатели, представители Русской православной церкви и общественные деятели.

И как было отмечено, в этом году празднование пушкинского дня рождения пройдёт с особым размахом.

«Юбилеи, праздники, скажем, в Михайловском, которые собирали на Поляне до 70-ти тысяч человек, они практически вымерли. И сейчас они возрождаются. И возрождаются очень и очень уверенно. Программа блестящая совершенно, ничто не может омрачить!» - отметил Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России, академик РАЕН.

День рождения Александра Сергеевича Пушкина отмечается 6-го июня.

 

ЭПИКРИЗ БЕЗ РЕФЛЕКСИИ

Вручена литературная премия имени Риммы Казаковой

«Газета», 20.05.2009

Премия Вчера в Москве была впервые вручена премия «Начало» - литературная награда, носящая имя Риммы Казаковой. Вручение премии приурочено к годовщине смерти поэтессы - она умерла ровно год назад, 19 мая 2008-го.

Концепция «Начала» проста: лауреатом становится подающий надежды поэт, еще не перешагнувший 30-летний рубеж. По определению пресс-секретаря Союза писателей Москвы Александра Герасимова, награда вручается за яркое начало творческого пути. Не факт, что премия станет ежегодной, хотя курирующий ее Союз писателей Москвы обещает к этому стремиться. Решение о том, давать ли «Начало» по итогам очередного сезона, будет приниматься в зависимости от наличия достойной кандидатуры, а также от возможностей бюджета.

Первым лауреатом премии имени Риммы Казаковой объявлена уроженка города Капустин Яр - 1 Наталья Полякова - участница Всероссийского форума молодых писателей в Липках, член Союза писателей Москвы и автор еще не вышедшей книги стихов с рабочим названием «Эпикриз». Молодая поэтесса - ученица Риммы Казаковой, получившая от нее путевку в творческую жизнь. В жюри под председательством критика Евгения Сидорова вошли поэты Кирилл Ковальджи, Елена Исаева, Татьяна Кузовлева и Галина Нерпина. Спонсором премии выступила еще одна ученица Риммы Казаковой - Нателла Лалабекян, живущая в Лос-Анджелесе.

«Я счастлива, потому что это моя первая серьезная премия, - призналась Наталья Полякова корреспонденту «Газеты». - Римма Федоровна определенным образом повлияла на становление моей личности. Когда мы с ней познакомились, я была депрессивным рефлексирующим подростком. А она была волевым и сильным человеком, и ее пример вдохновил меня. Мне хотелось бы быть похожей на нее».

Римма Казакова родилась в 1932 году в Севастополе, провела раннее детство в Белоруссии, окончила университет в Ленинграде и семь лет жила на Дальнем Востоке. Творчество поэтессы занимает особое место в литературе советского времени. Ее простые, лиричные, искренние, хорошо запоминающиеся стихи были созвучны эпохе, но свободны от излишнего пафоса. Уже первый сборник Казаковой «Встретимся на Востоке», увидевший свет в Хабаровске, свидетельствовал о редком лирическом даре, и постепенно ее поэзия приобрела всенародную популярность, чему немало способствовало сотрудничество поэтессы с композиторами. Музыку на ее стихи писали Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Андрей Савченко, Лора Квинт. Среди песен, тексты которых принадлежат перу Казаковой, - такие известные в свое время композиции, как «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Мадонна».

Кирилл Решетников

 

 В ЗЕРКАЛЕ СМИ