TITUL

 
DR

PM

Союз российских писателей

Руководство СРП

Вступление в союз

Новости

Наши издания

Журнал

Контакты

Память

 

 

 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

 

   
АРХИВ 2013
В ЗЕРКАЛЕ СМИ

СТАНЕТ ЛИ ГОРА ЛИТЕРАТУРНЫМ СИМВОЛОМ

«Южный Урал», 22.05.2013

Надежда Емельянова

На прошлой неделе в Оренбурге и Саракташском районе прошел первый фестиваль содружества национальных литератур «Красная гора». Инициаторами нового проекта выступили активисты регионального отделения Союза российских писателей, их идею поддержали министерство культуры и внешних связей, аппарат губернатора и правительства области, департамент молодежной политики, областная библиотека имени Н. К. Крупской, Дом литераторов имени С. Т. Аксакова, другие государственные и общественные структуры. Из Москвы и других городов были приглашены литературные деятели, лауреаты российских и международных премий, среди них президент Союза писателей XXI века, генеральный директор холдинговой компании «Вест-Консалтинг» Евгений Степанов, главный редактор журнала «Южное сияние» Станислав Айдинян, поэты Ян Бруштейн, Алексей Остудин, Евгений Чигрин.

 Как рассказал председатель местного Союза российских писателей Виталий Молчанов, цель фестиваля - укрепление деловых и дружественных связей между литераторами вне зависимости от места их проживания, национальности, идеологических пристрастий и вероисповедания. А испытанные временем формы коллективного сотрудничества, такие, как совместное обсуждение насущных проблем современного литературного процесса, творческие встречи с любителями изящной словесности, мастер-классы с начинающими авторами призваны способствовать поиску новых дарований, привлечению их в культурную жизнь региона. В общем, заявленные цели вполне благие и конструктивные.

 К сожалению, не все, что было намечено и продекларировано, удалось реализовать в полной мере. Может быть, не хватило опыта и организаторской воли у руководства писательского цеха. В результате на «круглом столе», проходившем в библиотеке имени Н. К. Крупской, кроме организаторов и непосредственных участников из числа приезжих гостей, в конференц-зале присутствовало всего несколько человек. Удручающе выглядел и зрительный зал татарского театра, где вечером того же дня состоялась творческая встреча с иногородними и местными писателями. И хотелось бы, да не получается обыграть известную фразу о наполовину пустом или наполовину полном зале: людей было так мало, что они уместились на двух рядах, по сути, действующие лица одновременно исполняли роль публики.

 Общую неловкость и досаду от имени своих собратьев по перу, привыкших выступать на солидных литературных форумах, без обиняков высказал прямо со сцены москвич Евгений Чигрин: «Хотелось бы читать стихи не друг другу, а народу. Если уж замахнулись на вечер в театральном зале, то его надо готовить».

 А ведь в этот день было что послушать. К примеру, на «круглом столе» Евгений Степанов рассказал о сложившейся ситуации на издательском рынке: она значительно хуже, чем в советское время, так как меньше заинтересованной аудитории, ниже уровень редакторской работы, не отлажена система распространения печатной продукции. В своем выступлении он поделился опытом деятельности своей холдинговой компании, которая включает в себя книгоиздательское производство, целый ряд газет, журналов, порталов.

 Немало глубоких, оригинальных, по-настоящему волнующих поэтических строк прозвучало и с театральной сцены. Поэтому было обидно, что их не услышали поклонники изящной словесности. Что уж говорить об отсутствующих доморощенных стихотворцах, им-то знакомство с коллегами в любом случае пошло бы только на пользу.

 Эта ситуация обнажила проблему, которая на сегодняшний день стоит, пожалуй, особенно остро: даже в среде творческой интеллигенции утрачена потребность интеллектуального общения, тяга к художественному слову как неотъемлемому компоненту духовной жизни. Народ все больше отвыкает от содержательной поэзии, музыки, искусство вытесняется со сцен, из теле- и радиоэфира легковесной продукцией шоу-бизнеса.

 На следующий день творческие группы отправились на встречи с читателями согласно расписанной программе. Гостей и оренбургских писателей ждали в двух аудиториях педагогического университета и в ОГУ, еще один московский посланец пришел в областной театр кукол, где, увы, наличие слушателей явно не соответствовало масштабу такого поэта, как Ян Бруштейн. Не знаю, как в других местах, но в госуниверситете, судя по дошедшим отзывам, студенты журфака остались под большим впечатлением от знакомства с Евгением Степановым и Алексеем Остудиным, а также местным поэтом-пародистом Сергеем Салдаевым.

 15 мая творческая группа побывала в Саракташском районе, где в центральной районной библиотеке участники фестиваля выступили перед сельскими жителями. Народу было тоже не так много, как хотелось бы, но пришли люди, неравнодушные к литературе, эмоционально воспринимающие живое поэтическое слово. Было приятно, что послушать «живых» поэтов пришел и глава района Бахчан Жанбаев.

 Каков же итог очередной культурной акции? Нельзя сказать, что первый блин получился совсем уж комом, но из просчетов надо бы извлечь уроки на будущее. Еще хочется верить, что не останутся лишь разговорами или бумажными прожектами перспективные планы, намеченные в рамках фестивальных деловых встреч. Так, на приеме у министра культуры и общественных связей области Виктора Шорикова было достигнуто соглашение о создании бесплатного информационного портала для размещения произведений оренбургских авторов. Пообещало региональное руководство помочь восстановить систему книгораспространения, которая сделала бы художественную литературу общедоступной для массового читателя. А в Саракташе во время дружеского общения с представителями муниципальной власти села Черный Отрог и начальником районного отдела культуры Татьяной Тарабан была озвучена идея учредить литературную премию имени выдающегося земляка Виктора Степановича Черномырдина. Сбудется ли мечта оренбургских писателей, покажет время.


 

МАКСИМ АМЕЛИН — САМЫЙ МОЛОДОЙ ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ СОЛЖЕНИЦЫНА

В Доме русского зарубежья чествовали поэта, издателя и переводчика Максима Амелина, ставшего в этом году лауреатом Премии Солженицына

«Ведомости», 17.05.2013

Майя Кучерская

С самого начала солженицынская премия (денежный приз — $25 000), созданная писателем в 1998 г., находилась в стороне от других литературных наград. Поскольку была нацелена не только на выделение эстетически значимых текстов, но и на заложенный в них просветительский потенциал, нравственный заряд, в итоге — на общественный вес.

Оттого-то этой премии удостаивались, как правило, давно заслуженные и известные филологи и литераторы — Владимир Топоров, Инна Лиснянская, Валентин Распутин, Ольга Седакова, Юрий Кублановский, Сергей Бочаров, Валентин Янин, Елена Чуковская.

Лауреат нынешнего года, 43-летний Максим Амелин, из них самый молодой. Однако и на его счету не только новаторские стихи, новизна которых парадоксальным образом реализуется за счет обращения к архаическим поэтическим формам, но и издание интеллектуальной литературы, а также переводы античных авторов на современный русский.

Свое решение бессменное жюри (кроме вдовы писателя в него входят Павел Басинский, Борис Любимов, Виктор Москвин, Валентин Непомнящий, Людмила Сараскина) упаковало в изысканную формулировку: «За новаторские опыты, раздвигающие границы и возможности лирической поэзии; за развитие многообразных традиций русского стиха; за обширную просветительскую деятельность во благо изящной словесности».

Пояснить ее взялись сразу три члена жюри. Павел Басинский, славя Амелина, заметил, что лауреат иногда представляется ему «в камзоле и напудренном парике», «человеком из русского XVIII века», которому в поэзии и культуре «все интересно».

Филолог Людмила Сараскина в ответ поделилась слегка ироничными соображениями о том, что ей лауреат видится, напротив, человеком середины ХХI в., т. е. эпохи, когда знание древних языков, на ее взгляд, превратится в норму. Именно благодаря искусству быть «с мировой литературой на дружеской ноге» Максиму Амелину, по мнению Людмилы Сараскиной, и удалось стать «архаистом-новатором», «подданным и данником» литературы, издав во времена руководства издательством «Симпозиум» и десятитомник Владимира Набокова, и мало кому известных в начале 2000-х Питера Хега, Эльфриду Елинек, Сигизмунда Кржижановского.

Театровед и критик Борис Любимов, замкнувший судейские оды, привел цитату из раннего Амелина — «Я из другого текста» и дополнил список текстов, которые входят в актуальный литературный кругозор лауреата: воскрешенные им для современного читателя стихотворения графа Хвостова и баснописца Александра Измайлова, переведенные им Катулл и Пиндар.

Максим Амелин был видимо тронут. В ответной речи он подтвердил свою любовь к русскому поэтическому XVIII веку, ставшему «плавильней и кузней едва ли не всего грядущего разнообразия форм и жанров», и признался в том, что желал бы говорить «о болях и радостях современного мира языком торжественным и нерабским». А под конец добавил, что задачу современного художника видит в сохранении «утраченной связи веков», вновь заявив о себе как о носителе имперского сознания — в самом возвышенном и благородном смысле. Ведь в лучшие периоды та же Римская империя демонстрировала миру невероятную культурную широту, веротерпимость, космополитизм, а вместе с тем ответственность, цельность и ясное понимание собственных задач.


 

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧЕХОВСКОГО КОНКУРСА «КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА»

«Литературная Россия», №18, 03.05.2013

22 апреля 2013 года в Ялте состоялась церемония награждения финалистов Международного литературного Чеховского конкурса «Краткость – сестра таланта» . >>>

 

НАМ КНИГА ЖИТЬ И ЛЮБИТЬ ПОМОГАЕТ!

«Красноярский рабочий», 27.04.2013

В рамках литературного фестиваля «Читаем классику» в краевой научной библиотеке состоялась свободная конференция «Диалог классики и современности».

В бурном диалоге приняли участие очень разные люди - писатели и литературоведы, священнослужители и студенты. Мнения высказывались тоже самые разные, один оратор опровергал другого, но всех их объединяла любовь к книге, к русской классической литературе, сохраняющей свою актуальность и в наши дни. Общей для всех выступавших была и тревога по поводу упадка читательского интереса, падения книжных тиражей и конкуренции со стороны Интернета.

Наступление на классику идёт с разных сторон. В школьных программах сокращается число часов на уроки литературы, на телевизионных экранах почти нет литературных передач, да и сама современная литература (особенно постмодернистского толка) зачастую глумится над классикой, пародируя её или плоско стилизуя. И вообще, как это ни парадоксально, ситуация после победы демократии стала хуже, чем была в эпоху тоталитаризма. Ещё недавно либеральная интеллигенция мечтала: вот уж будет свобода, так начитаемся! Пришла свобода - и выяснилось, что большинство людей не любит и не хочет читать. Начитались в перестройку. Люди хотят больше потреблять и больше развлекаться... Во всяком случае, мне так кажется.

Приехавший из Москвы писатель Алексей Варламов считает, что самое больное - это преподавание классики в школе.

- В двадцатом веке русская классика спасла нас как народ, - сказал Алексей Николаевич. - Тогда мы все с детства читали Пушкина, Грибоедова, Толстого... А сейчас идёт дискредитация русской классики. На наших глазах сознательно прерывается традиция любви к русской литературе. Мы, писатели, должны объединиться и остановить этот процесс дегуманизации. Обнадёживают такие мероприятия, как ваш литературный фестиваль, организаторам которого мы должны быть благодарны.

Красноярский писатель Михаил Успенский заметил, что так называемые маленькие люди не видят корреляции между образованием и доходом, и нередко они берут пример с представителей власти, которые равнодушны к высокому искусству и литературе: «Вы хоть раз кого-то из них видели с книгой?..»

(Я бы добавил, что и многие наши писатели нынче очень мало читают - приходилось не раз в этом убеждаться...)

Другой московский гость фестиваля, писатель Михаил Попов, отметил, что в возрождении массового интереса к чтению очень важен фактор моды, особенно это важно в молодёжной среде. Разделяя тревогу своих коллег, он сказал: «Когда будет некому читать, не будет и великой русской литературы!»

В диалоге приняли активное участие красноярские писатели Николай Ерёмин (создатель нового течения «миражизм»), Михаил Стрельцов (сетовавший на пренебрежительное отношение власти к писателям), Александр Матвеичев (сожалевший, что многие молодые интеллектуалы покидают Россию), Александр Щербаков (заявивший, что не всё так уж безнадёжно и надо чаще обращаться к классике). А писатель Сергей Кузнечихин выразил убеждённость в том, что главная забота о читателе лежит на учителях литературы.

- Я знаю одного школьника, который спит с футбольным мячом, - с улыбкой заметил Сергей Данилович, - но не знаю ни одного, кто бы спал с томиком Льва Толстого...

- Именно классика приближает людей к Богу, делает их духовными, - сказала литературовед Раиса Сакова и тут же заступилась за школьных учителей: - Учитель скован программой, методическими установками...

Заслуженная артистка России Светлана Сорокина поделилась своими впечатлениями от недавних выступлений в сельской глубинке, в Партизанском районе, где она встретила горячий интерес к классической литературе, в том числе к творчеству Виктора Петровича Астафьева, со стороны местных школьников и их учителей. «Эти ребятишки меня очаровали! У них там и выставки рисунков проходят, и конкурсы на лучшее прочтение романа Астафьева «Прокляты и убиты»... Правда, школа эта не государственная, им помогает РЖД, и это на всём отражается, в том числе и на преподавании литературы...»

О недостатках школьного преподавания литературы говорила директор литературного музея Аделя Броднева, рассказавшая о своей работе с юными посетителями музея и выразившая убеждённость, что внутренний мир человека должен с детства формироваться на классике. А священник отец Виктор Теплицкий напомнил о том, что люди в разные времена по-разному интерпретируют классику, и не надо обязательно стремиться к единому общему мнению.

Прозвучал на конференции и голос молодёжи. Так, юноша Александр признался, что не часто обращается к классике, но он согласен, что литература может ему помочь в жизни, определить свой путь. А девушка Наталья призвала писателей к тому, чтобы они шли в Интернет («Там наш мир!») и учились говорить на языке молодёжи.

- Разница во мнениях - это отражение состояния нашего общества, - сказала, подводя итоги дискуссии, кандидат филологических наук Наталья Редько. - И такая ситуация не только в России, во всём мире. Классика не пользуется спросом. Но не следует впадать в панику. И хотя времена меняются, классика не умрёт никогда.

В тот же день в краевой научной библиотеке состоялась презентация книжно-иллюстративной выставки «Пространство классики», а вечером с успехом прошла творческая встреча с писателями Алексеем Варламовым и Михаилом Поповым.

...После всех этих замечательных мероприятий мне пришла вдруг в голову шальная мысль: не пора ли уже создавать Союз читателей России? Под демократическим лозунгом: «Больше читателей - хороших и разных!»

Эдуард РУСАКОВ.

 Фото Альфира ФАХРАЗИЕВА.

 

Также читайте отзыв о фестивале Живом Журнале >>>


 

НА ФЕСТИВАЛЕ «СТАРТ АП» ЛУЧШИМИ БЫЛИ ПРИЗНАНЫ ДЕТСКИЕ КНИГИ О КОСМОСЕ

Названы лауреаты первой премии «Старт Ап»

«Известия», 28.04. 2013
Лиза Новикова

Объявлены имена лауреатов новой премии «Старт Ап». Премия вручается в рамках фестиваля, посвященного образованию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это «профессиональная премия в сфере товаров и услуг для детей», в которой, однако, нашлось место и для книжной номинации.

В разделе «Книга» отдельные премии присуждались для российских и зарубежных авторов. Как сообщили «Известиям» организаторы фестиваля, в номинации Non-fiction лучшими были названы «Космос» Зины Суровой и Дмитрия Костюкова, «Джордж и большой взрыв» Стивена и Люси Хокинг.

В номинации «Художественная литература» победила историческая сказка «Русская пленница французского кота» Игоря Жукова. Лучшей зарубежной книгой признали «Дневник слабака» Джеффа Кинни.  

В лонг-лист конкурса были включены 60 книг. В открытом голосовании участвовало более тысячи человек. По словам организаторов, голосование выявило, что «за российского автора читатель голосует в разы активнее».

В номинации «Проект» на премию выдвигались детский книжный автобус «Бампер» и сеть магазинов «Лавочка детских книг». Лучшим был назван сайт Letidor.

В номинации «Событие» на премию выдвигались детская программа книжной ярмарки non/fictio№, Детский лекторий Политехнического музея, «Семейное путешествие. Всей семьей в музей». Премию получил фестиваль «Яркие люди».

Премии также были вручены в номинациях «Учебное пособие», «Место», «Игрушка», «Интерактивное приложение».

Фестиваль был учрежден компанией «Экспо-Парк» в 2012 году. Церемония награждения премией состоялась в Центральном доме художника. 

 

ПЯТЬ КНИГ СО СМЫСЛОМ

Газета «Культура», 29.03.2013

Дарья Ефремова

26 марта, накануне 145-летнего юбилея Максима Горького, на территории многофункционального пространства «Восемь колонн» на Воздвиженке состоялась Восьмая торжественная Церемония награждения лауреатов литературной Горьковской премии.

В начале мероприятия с приветственным словом выступила супруга президента РФ Людмила Путина. Она отметила, что ей очень приятно быть причастной к этой традиции. Затем слово взял президент Российского Фонда культуры, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.

«Шелест страниц, запах книги — это умирает, исчезает. Перелистывание страницы заменяется кликом. Я рад, что существуют премии. Может это решить вопрос? Нет. Но из этих капелек, из этого импульса вырастает то самое, что становится литературой», — сказал он.

Петкевич

В этом году премии в прозаической номинации «Фома Гордеев» удостоен писатель и художник Юрий Петкевич за книгу «С птицей на голове». В ней собраны и наивные рассказы о счастье, и авангардистская проза. Попытка посмотреть на мир глазами ребенка позволила передать ускользающее ощущение радости бытия, сыграть жизнь как «одну великолепную мелодию», заметить, что и в опустошенной деревне все равно светит солнце и поют соловьи. Книга проиллюстрирована рисунками автора, которого называют наследником Анри Руссо. Лауреатом в поэтической номинации «Не браните вы музу мою» стал Анатолий Богатых за сборник «Под уездной звездой». В категории «Несвоевременные мысли» отметили критика Александра Неверова за книгу статей, очерков и эссе «Штрихи к пейзажу». Статьи одного из самых заметных сегодня публицистов посвящены парадоксальной и противоречивой литературе недавних лет — творчеству Сенчина, Гандлевского, Галактионова, Гуцко и Киреева.

Богатых

Народный артист России Николай Бурляев стал лауреатом премии в номинации «По Руси» за книгу мемуаров и бесед «Жизнь в трех томах». Сборник, над которым он работал более 45 лет, — его литературная исповедь. Каждый из томов посвящен определенному этапу творческого пути. В первой книге опубликована киноповесть «Сын вольности», по которой поставлен фильм «Лермонтов», вторая часть посвящена друзьям и наставникам — Высоцкому, Тарковскому, Ахмадулиной, Бондарчуку.

Тарасов

За просветительскую научно-литературную деятельность и освоение русской и мировой философской мысли в номинации «Мои университеты» награжден критик, литературовед, ректор Литературного института имени Горького Борис Тарасов, автор монографии о Блезе Паскале, изданной в серии «ЖЗЛ».

В этом году в состав жюри вошли прозаик, литературовед, доктор филологических наук, профессор МГУ и Литературного института Алексей Варламов, критик Павел Басинский, поэт, составитель сборников и антологий Геннадий Красников, журналист и эссеист Дмитрий Шеваров, публицист и переводчик Александр Яковлев. Вел церемонию Александр Гордон.

Горьковская литературная премия была учреждена в 2005 году Российским Фондом культуры и Издательским домом «Литературная учеба». Цель конкурса — поддержка авторов, которые, опираясь на традиционные ценности классической русской литературы, наиболее точно отражают процессы, происходящие в обществе.

Фото А.Попова

 


 

«КНИГИ РОССИИ» ПРИГЛАСИЛИ «МАЛЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ» И СОБРАЛИСЬ В ПРОВИНЦИЮ

Ежегодная книжная ярмарка собирается менять формат

«Известия», 17.03.2013

ярмарка

В Москве завершила работу ярмарка «Книги России». В этом году центральным экспонентом ярмарки «Книги России» стал «Альянс независимых издателей и книгораспространителей». До сих пор «главными гостями» были различные регионы, от Республик Северного Кавказа — до Астраханской области и Якутии. Таким образом, ярмарки разных лет могли отличаться друг от друга хотя бы тем или иным «региональным колоритом». На этот раз место географии заняла проблема профессионального издательского сообщества.

На вопрос «Известий», почему был сделан такой выбор, ответил начальник Отдела книжных выставок Роспечати Александр Воропаев:

— Ярмарка «Книги России», в отличие от ММКВЯ, — уникальная площадка для малых, средних, региональных издателей, где их продукция не «забивается» издательствами-гигантами, которые «правят бал» на ММКВЯ. 

«Известия» обратились к организаторам и участникам ярмарки с вопросом, как они оценивают этот новый опыт. 

По словам Руководитель пресс-центра генеральной дирекции ММКВЯ Геннадия Кузьминова, «Альянс, который позиционировал себя как защитник интересов малых издательств, не проявил себя никак». Кузьминов посетовал, что далеко не все из запланированных мероприятий состоялись.

Представитель «Альянса», директор издательства AdMarginem уточнил, что запланированная программа состоялась. Проблема в том, что заявленные дискуссии о независимых издательствах, небольших книжных магазинах и библиотеках были рассчитаны скорее на публику, которая приходит на ярмарку non/fiction: «На «Книги России» приходят скорее пожилые люди, своего рода книжные фанатики, для них эти выступления бессмысленны»:

— «Революционизировать» территорию этой ярмарки очень сложно. Она очень напоминает торговлю на ВВЦ, которую можно было бы определить как «смесь православия с китайским ширпотребом». Однако, многое все же удалось. Главное — дизайн стенда как открытого пространства, где нет загородок. Мы открыли пространство, поставили просто столы. Даже чисто визуально было впечатление, что на нашем стенде больше людей, там всегда толпились люди, была жизнь. Думаю, это только начало. Если дальше продолжать историю присутствия Альянса на этой ярмарке, нужно, чтобы она обрастала какими-то параллельными программами, связанными с изобразительным искусством и музыкой, - отметил издатель. 

На ярмарке был организован и специальный круглый стол, посвященный ее будущему. Одной из самых обсуждаемых идей стало предложение заместителя руководителя Роспечати Владимира Григорьева. По его мнению, «Книги России» должны стать передвижной ярмаркой, которая действительно будет путешествовать стране. По словам Геннадия Кузьминова, «передвижная выставка будет весьма энергоемкой»: «Такой вариант возможен, если финансирование возьмет на себя государство».

По словам Александра Иванова, как раз в провинциальных городах есть силы, для того, чтобы принять такую ярмарку. В качестве возможных вариантов он назвал Пермь и Нижний Новгород.   

  


 

ДМИТРИЙ БАК ПЛАНИРУЕТ РЕБРЕНДИНГ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Новый директор обещал переезд на Старый Арбат, повышение зарплат и смену концепции

«Известия», 14.02.2013

Алла Шевелева

Вступив в должность, новый директор Дмитрий Бак встретился с коллективом подведомственного ему Литературного музея и сообщил о грядущих переменах.

На повестке дня оказались насущные вопросы — популяризация литературы и переезд в новое помещение.

В разговоре с «Известиями» Бак подчеркнул, что новую концепцию развития музея собирается разрабатывать вместе с сотрудниками.

— В состав музея входят и дома-музеи, и музеи-квартиры писателей, а также богатейшие фонды — книги, рукописи, живопись и графика, негативы, аудиозаписи и многое другое. Я далек от того, чтобы родить концепцию за письменным столом, ее нужно обсуждать с коллегами, — пояснил Дмитрий Бак «Известиям».

Новый директор наметил план, которому, по его мнению, в ближайшее время будет следовать Литературный музей. Заявил, что музей должен «развернуться к обычному человеку», подчеркнув, что возникновение диалога между специалистом и обывателем — это задача сложная.

Среди поставленных задач — налаживание связи с зарубежными музеями литературы, обмен опытом, подключение к грантам и проектным международным и отечественным программам. Кроме того, Бак призвал сотрудников обратить внимание на современную литературу.

— Толстой, Достоевский и Пушкин когда-то были обычными людьми, не классиками. Человек, который брал в руки «Бедных людей» Достоевского не предполагал, что держит в руках первую книгу будущего автора «Братьев Карамазовых». Только через современность можно понять классическую литературу, — резюмировал новый директор.

В планах — превращение музея в площадку для литературных встреч, участие в книжных ярмарках, фестивалях и литературных премиях.

Вернувшись к прозе жизни, он пообещал повысить зарплату сотрудникам, хотя не скрыл, что не все они впишутся в новую концепцию.

— В музее, конечно, появятся новые люди, но к тем, кто многие годы здесь работает, надо отнестись с особым вниманием. Не все коллеги будут готовы к переменам, моя задача добиться того, чтобы эта неготовность стала ясна им самим, — конкретизировал Бак в разговоре с «Известиями».

Кроме того, директор пообещал поставить точку в истории с переездом музея в новое помещение. Музей занимает Нарышкинские палаты на территории Высоко-Петровского монастыря, на которые с 1994 года претендует Церковь.

— В монастыре должен быть монастырь, иначе и быть не может, однако и музею необходимо предоставить помещение, в полной мере соответствующее его предназначению. Очень важно, чтобы это было здание в исторической культурной зоне Москвы, — рассказал собеседник «Известий».

Бак заявил, что намерен вернуться к проекту выделения музею здания по адресу Арбат, 37, где ныне расположен окружной военный суд. В прошлом году этот план получил одобрение президента.

«Известия» связались с предшественницей Бака, бывшим директором Мариной Гомозковой, прослужившей в музее последние 38 лет.

Гомозкова рассказала, что Литературный музей кочует из здания в здание с 1968 года, когда снесли его помещение на Большой Якиманке. По ее словам, музей никогда не держался за здание на Петровке и всегда страдал от отсутствия помещений для проведения мероприятий.

По словам Гомозковой, Министерство обороны не спешит съезжать из здания на Старом Арбате, а другое помещение, предложенное государством — пятый этаж в здании завода по производству слуховых аппаратов — в свое время директор решительно отвергла.

______

 

В РИМЕ БУДЕТ ОТКРЫТ МУЗЕЙ ГОГОЛЯ

Телеканал «Культура», 11.02.2013

Культурный центр имени Гоголя откроется в Риме в марте этого года. Известно, что русский классик страстно любил Италию. В Вечном городе прожил в общей сложности 9 лет – с 1837 по 1946 годы, изредка и с тоской возвращаясь в сумрак Петербурга. «О России, – признавался автор «Мертвых душ», – я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде». Рассказывают «Новости культуры».

История о том, как в руках у Натальи Солодилиной оказался ключ от этой квартиры, достойна пера Гоголя. На римской улице Систина в течение ста лет не продавали жилье, а тут – второй этаж, та самая квартира. Окна будто обнимают его портрет с подписью «Здесь жил Gogol».

Все будет, как при нем. «Гоголь» на звонке, его почтовый ящик. Он много писал, ему писали в ответ.

– Он действительно хорошо говорил по-итальянски?

 – Вы знаете, он даже издавал пособие по итальянскому языку для русских, прибывающих в Рим.

Парадная. Лифта, конечно, не было. Узнав, что Гоголь возвращается домой, влюбленный в писателя совет кондоминиума сделал исключение: на дверь прибьют большую медную табличку «Гоголь», над звонком напишут «Гостиная».

 В квартире – три комнаты. В прихожей будет библиотека на всю стену, гоголевский плащ, тросточка на вешалке. Две гостиные для приемов. В XIX веке у Гоголя вечерами бывал весь свет. На проживание в Риме Гоголь из царской казны получил 5000 рублей, но денег не хватало. Оттого – теперь доподлинно известно – следы пребывания Гоголя хранит весь подъезд.

В углу гостиной встанет рояль. Музею Пушкина заказали портреты: портрет Гоголя работы Иванова, портрет самого Иванова, так как художник здесь бывал. Квартира находится в отличном состоянии, но нужно «освежить» стены (они будут покрашены в теплый желтый цвет), провести электрику. Самое главное – рабочий стол вернется на свое место, к окну.

– Здесь Гоголь писал «Мертвые души» и смотрел из окна на Мадонну.

Квартира откроется после ремонта 20 марта. Это будет и музей, и культурный центр. Лауреатов юбилейной, пятой премии Гоголя будут принимать уже у писателя дома.

_________

 

СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ В РОССИИ — ВСЕГДА ТРАГЕДИЯ?

О странной «национальной традиции» в отношениях русских писателей в своем видеоблоге рассуждает литературовед Людмила Сараскина.

«Православие и мир», 06.02.2013

СараскинаЕсть много линий, по которым можно рассуждать о положении писателя в России. Я бы сегодня выделила линию трагическую. Мы можем начать с Пушкина. Поэта дважды ссылали. О Лермонтове, убитом на дуэли, государь император Николай I сказал: «Собаке — собачья смерть».

Достоевского арестовывали, судили, отправили на каторгу. Десять лет он отсутствовал в литературе. А Чернышевский-каторжник, а Герцен-изгнанник? Л. Н. Толстого проклинали в церквях, хотя формально от Церкви он не был отлучен, а был зафиксирован как отпавший от нее. Далее >>>

 

______________

БЕЛКИН ВЫБЕРЕТ МЕЖДУ «ТЕРИБЕРКОЙ» И «ЗАМАНИЛОВКОЙ»

«Известия», 05.02.2013

Лиза Новикова

Названы имена финалистов премии за лучшую повесть года

На премию Ивана Петровича Белкина претендуют: Дмитрий Верещагин («Заманиловка»), Дмитрий Ищенко («Териберка»), Ирина Поволоцкая («Пациент и Гомеопат»), Геннадий Прашкевич («Упячка-25») и Владимир Холодов («Шанс»).

В длинном списке премии было 46 авторов, среди которых — Денис Гуцко («Сын Валька»), Владимир Козлов («Десятка»), Николай Кононов (Quinta da Rigaleira), Анна Матвеева («Под факелом», «На войне»), Захар Прилепин («Восьмерка»), Роман Сенчин («Полоса»).

В жюри премии в этом году вошли писатель Юрий Буйда, главный редактор журнала «Арион» Алексей Алехин, литературный критик Леонид Бахнов, директор Государственного музея им. А.С. Пушкина Евгений Богатырев, писатель Денис Драгунский.

Национальная литературная премия Ивана Петровича Белкина была учреждена в 2001 году. Среди лауреатов прошлых лет — Валерий Попов, Афанасий Мамедов, Ульяна Гамаюн, Алексей Козлачков. Финалисты получат по 50 тыс. рублей, лауреат — 150 тыс.

Как сообщили организаторы премии, «лауреат станет известен на Масленицу». Торжественная церемония состоится в атриуме Государственного музея им. А.С. Пушкина.

 

______________

 

АРХИВ

В зеркале СМИ

2012

2011

2009-2010

0409 0509

 
 

 

 

 

 

Anons

Анонсы

Как стать писателем

В зеркале СМИ

Конкурсы

Конкурсы, фестивали