TITUL

 
DR

PM

Союз российских писателей

Руководство СРП

Вступление в союз

Новости

Наши издания

Журнал

Книга - почтой

Наши партнеры

Контакты

Писатели - члены СРП

Юбилеи

Память

 

 

 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

 

   
Журнал

>>>

03.12.2013

ВРЕМЯ «ПАРОВОЗА»

 

… А вам случалось перед сном,

В купе, по ходу разговора,

листать пейзажи за окном

безотносительно повтора?..

Валентин Нервин

 

В Смоленском государственном университете прошла презентация поэтического альманаха-навигатора Союза российских писателей «Паровозъ». Альманах презентовали поэты, живущие и творящие на Смоленской земле, - Раиса Александровна Ипатова и Владимир Викторович Макаренков.

Программа презентации получилась насыщенной: после чтения поэтами своих стихов и мини-спектакля по текстам альманаха, подготовленного студентами, развернулась дискуссия, ключевыми темами которой стали вопросы о маргинальности современной поэзии, а так же о различиях в тематике текстов столичных авторов и их провинциальных коллег.

 Что же из себя представляет поэтический альманах-навигатор «Паровозъ»?

В обращении к читателям редакция раскрывает значение и образность  названия: «Неожиданно оказалось, что мы живем в насквозь поэтической стране, и для того, чтобы по ней передвигаться, нам необходимо было найти средство передвижения <…> Вид транспорта должен быть чисто российским, любимым и привычным для всех людей <…> – поезд, и везущий его за собой – поэтический «Паровозъ». Обращает на себя внимание и заявленный жанр данного издания – это не просто альманах, а альманах-навигатор.

«Паровозная» тематика альманаха красной нитью связывает все его части. Прежде всего, она прослеживается в оформлении контртитула, в котором перечислены составители сего издания, люди, без которых «Паровозъ» не смог бы путешествовать по поэтической России: начальник пассажирского поезда Светлана Василенко, машинист Владимир Мисюк, проводница Валентина Кизило и, конечно же, кочегар Виктор Стрелец.

Читателю отведено место судьи и глашатая: «Поэты <…> почти не известны за пределами своих княжеств.  Поэтические голоса их без большого всероссийского читательского внимания не слышны».  Вот главная задача альманаха – собирать поэтические голоса по всей огромной России, развозить их по стране, чтобы они были услышаны, поняты и зазвучали бы с новой силой. «Хочется надеяться, что поэт, переводчик, критик, живущий на самой маленькой станции, <…> сможет запрыгнуть на подножку проходящего состава, удобно расположиться, встретиться с коллегами по цеху и вдумчивым читателем, не переведшимся несмотря ни на что и вопреки…»

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что альманах, как и положено изданию данного типа, несет на своих страницах совершенно новый для читателя материал.

Основная идея заглавия и предисловия отражена и в структуре альманаха. Он состоит из двенадцати вагонов, везущих в своих железных недрах поэтов из разных регионов страны. Порядок вагонов соответствует расположению городов на карте России с запада на восток.  Так, в первом вагоне устроились поэты из Москвы, Калуги и Смоленска, а в пятом вагоне – едут авторы, проживающие в Самаре, Тольятти и Оренбурге. Есть в этом поезде и международный вагон с поэтами, живущими за границей, но творящими на русском языке, и почтовый - с иностранными гостями в переводах наших талантливых пассажиров, и багажный вагон, наполненный чемоданами, в которых лежат труды по критике и эссеистике. Каждому пассажиру отведено свое место, которое соответствует номеру страницы, на которой расположились его произведения.

Такая «паровозная» классификация очень облегчает поиск и задает определенный тон для чтения.

Как уже было заявлено в названии, данный альманах – труд Союза российских писателей, и возраст авторов, представленных в нем, варьируется от сорока до шестидесяти лет. Правда, есть несколько поэтов, родившихся в восьмидесятые, например Максим Александрович Страхов, и представителей довоенного времени, таких как Анатолий Соломонович Бергер и Вячеслав Абрамович Лейкин.

В связи с этим интересно рассмотреть альманах с точки зрения того, как преобладает у поэтов данного поколения тема времени и возраста. Как переживают они свою эпоху, как видят ее, как отражают в текстах.

Отдельно нужно остановиться на приметах времени, которые встречаются в стихах. Их можно разделить на две группы. В первую группу относятся реалии современности, особенно, последнего двадцатилетия, такие как ноутбуки, смс-сообщения, видеозаписи в Интернете, телевизионные шоу и пр.

О, какое количество лет

укупорена пробкой легенда!

Крепко-накрепко, выхода нет

этой плоти в сетях сэконд-хэнда.

Владимир Мисюк «Все мы люди. И все мы умрем…»

Пока дитя не спит, над книгою склонясь,

Всерьез увлечено соперницей Диснея…

Елена Елагина «Ветхий Завет»

Привычно нам равенство:

мыслю – страдаю.

Поможет ли аутотренинг,

не знаю....

Галина Гампер «Доступно ли житье нам…»

Все вышеперечисленные приметы времени названы иноязычными словами  и несут в себе негативную окраску, воспринимаются авторами как что-то противопоставленное русскому менталитету и, оттого, чужеродное.

Во вторую группу входят исторические реалии, отражающие политическую тематику:

Дух Ленина невдалеке пасется

никак не захоронят богоборца.

Андрей Коровин «Человек играет на пиле»

Каменеют цветы, как постскриптумы

Возле статуи Ильича.

Владимир Пучков «По российским косым переулочкам…»

Бросается в глаза негативное и ироничное отношение к идолу рухнувшей системы. Что это: презрение к культу личности или к самим себе, к жизни, которую мы ведем теперь?

 «Ребята, хлеба нет ни крошки!»

Уходим с братом налегке,

И дореформенная трешка

В моем потеет кулаке.

Раиса Ипатова «Ребята, хлеба нет ни крошки!..»

Прекрасный эпитет, вобравший в себя дух прошлого столетия, рассказывающий об истории страны.

Не обошли стороной авторы и зарубежную политическую жизнь. Современный взгляд  на прошлое очень емко представил Коровин Андрей Юрьевич в стихотворении «Великие старики». С иронией показаны ушедшие на покой известные деятели революции Фидель Кастро, Аугусто Пиночет и Сальвадор Альенде и с горечью – что сталось с обычными людьми после нее. Заключительные строки стихотворения выносят приговор всем революционным деятелям - Великие старики так похожи.

Тему возраста как перехода в какое-то иное состояние затрагивают практически все авторы альманаха. А так как большинство из них уже перешагнули пятидесятилетний рубеж, то размышления сводятся к осмыслению прожитого и попытке предугадать свой уход.

Зачем он родился? Что в жизни он сделал не так?

Кто даст мне ответ? И к чему домогаться ответа?

Игорь Меламед  «И печка железная в классе продленного дня…»

Может, вместе и вздохнем

Над своим уделом:

Долго ль нам еще вдвоем

Быть на свете белом?

Анатолий Бергер «Побродить среди зимы…»

Но как груба основа

Иллюзии моей.

Она, - пора сознаться,

Дожив до седины, -

Подобье декораций

С обратной стороны.

Галина Гампер «О, как мы жили ловко…»

 

Так приходит в негодность отжитый век,

Так летит в глаза прошлогодний снег.

…………………………………………..

Так, сглотнув слюну, говоришь: прошла

Эта жизнь, что когда-то с тобой была… 

Елена Елагина «Так приходит в негодность отжитый век…»

 

Так и живешь, доживаешь, дотягиваешь до перехода

В неизвестное состояние. А рядом осталось не так уж и мало…

Давид Раскин «Памятью дышит светлая ночь и сырая прохлада…»

Так старость, лишенная прошлого, никак не находит зацепки

Ни в чем не теряет лицо, а свое бесполезное имя

Уже ненавидит…

Давид Раскин «Живые урочища, ручьи, межевые знаки…»

 

Кончается жизнь, вот ее итог:

Память лежит, свернувшись у ног,

как старый, больной и преданный пес.

Есть время о смерти подумать всерьез.

Светлана Лавренкова «Кончается жизнь, вот ее итог…»

Приход старости и мысли о смерти – вот основа тематики возраста, которая прослеживается в альманахе. В тоске о пройденной  жизни,  в попытках ее осмысления чувствуются упаднические настроения. Это можно объяснить переменами, выпавшими на долю поколения. Больше всего грустных и гневных слов сказано в адрес перестроечного времени.

Я останусь в двадцатом веке,

в двадцать первом я лишь умру…

…………………..

Был Серебряным он не долго,

век двадцатый, Свинцовый век.

……………………..

Я подброшу в костер поленья.

Вот и жизнь пролетела, друг,

в промежуточном поколенье

между хлестких смертельных вьюг.

…………………………………

Или вправду мы виноваты,

что Россия трещит по швам?

Над простором речным закаты

злые слезы подсушат нам…

Николай Алешков «Посвящение другу»

 

«Промежуточное поколение» - так себя называет Николай Алешков, родившийся 1945 году. Поколение, рожденное после войны, не видевшее ее, но помнящее ее дух, понимающее подвиг своих отцов, которые не повторить. Поколение, зрелые годы которого пришлись на распад страны, в которой они выросли.

Но всегда находятся авторы, настроенные более позитивно. Они видят выход в преемственности поколений, и в благодарности Творцу.

Я умру, конечно, -

подрастает внук.

И Земля с орбиты,

говорят, сойдет,

но в ветвях ракиты

соловей поет!

Николай Алешков «Всюду и всегда»

 

Мы благодарны – вот что нас спасет,

когда настанет очередь прощанья.

Во всем есть смысл. Что было с нами здесь,

нас сделало бессмертными, мы есть

нетленное звено в цепи Творенья.

Михаил Воловик «Нам повезло, и до сих пор везет…»

 

Вообще, религиозная тематика представлена в альманахе очень широко. В огромном количестве текстов упоминается Бог. Это показательно для поколения, воспитанного на атеистических идеях.

Еще одна возрастная категория, которая упоминается не реже старости, это ее противоположность – детство.

Детство смутно,

как утро спросонок,

Вечно длящейся полузимой.

Галина Гампер «Мое детство – стеклянный зверинец…»

 

Ведь вступив в эту воду раз, не войдешь в другой.

Только в детстве думаешь – в жизни все навсегда…  

Елена Елагина «Седьмое января»

 

И сладко

пахнет медом, пахнет детством

пряник с тульскою печаткой.

Анатолий Богатых «Нынче день бездонно светел…»

Детство представлено в классических традициях, выступая антиподом смерти, нынешнему угасанию. Тема детства овеяна счастливыми воспоминаниями: солнце светило ярче, деревья казались выше… и так и было на самом деле, потому что «все мы родом из детства».

В заключении стоит отметить, что альманах-навигатор «Паровозъ», представленный сегодня на суд читателей, является лишь первым номером. Редакция альманаха выражает надежды на то, что поэты будут присылать свои новые стихи, она же, в свою очередь, обязуется осваивать новее поэтические земли, идти по новым маршрутам, веткам и направлениям.

Ольга Мальчугина

 

 

 

 

Anons

Анонсы

Как стать писателем

В зеркале СМИ

Конкурсы, фестивали

Премии СРП

Премии СРП

Фотогалерея