TITUL

 
DR

PM

Союз российских писателей

Руководство СРП

Вступление в союз

Новости

Наши издания

Журнал

Книга - почтой

Наши партнеры

Контакты

Писатели - члены СРП

Юбилеи

Память

 

 

 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

 

   
Журнал

>>>

КТО СОЗДАЛ КАМЕРТОН – НАСТРОИТЬ ЛИРУ?

Первое, что необходимо было сделать, когда я пришла на презентацию поэтического альманаха-навигатора Союза российских писателей «Паровозъ» на филфаке Смоленского государственного университета, это найти себе стул. Свободных мест в довольно просторной 61-й аудитории нового учебного корпуса минут за пять до начала презентации не оказалось ни одного. И все, кто пришел после меня, несли с собою стулья. Это, так сказать, к слову об отношении у нас в России к поэзии…

Открыла встречу заведующая кафедрой литературы профессор Ирина Романова. Представив гостей – смоленских писателей, – Ирина Викторовна в своем кратком выступлении напомнила о роли в отечественной литературе так называемых «толстых» журналов, тиражи которых, если сравнивать с советскими годами, сегодня упали в десятки, а то и в сотни раз.

О том, какую цель поставили перед собой составители новых периодических изданий, а также насколько широкий резонанс получила двухтомная антология современной прозы и поэзии «Лёд» и «Пламень», выпущенная Союзом российских писателей в 2007 году, рассказал председатель областного отделения СРП Владимир Макаренков.  В своём выступлении он подчеркнул, что на сегодняшний день литературное пространство России разорвано. Солидные литературные журналы, такие, как «Новый мир», «Звезда», «Москва», «Знамя», «Октябрь» и другие предоставляют возможность  печататься в основном только лишь столичным авторам, относясь с предубеждением к писателям из глубинки. Да и вообще почти каждое из этих изданий придерживается своего направления.

Успех антологии «Лёд» и «Пламень», собственно, и навел на мысль о целесообразности выпуска альманаха с таким же названием, то есть периодического издания, в котором была бы представлена вся литературная Россия. Однако неожиданно для составителей портфель редакции оказался переполнен поэзией. Вот как пишет об этом в эссе «Поэтическая страна Россия» председатель Союза российских писателей Светлана Василенко: «Начали составлять другой сборник Союза российских писателей, где должны быть проза, публицистика, критика, ну и, конечно, поэзия. Кинули клич по всей России. И вдруг из всех городов и весей повалили – не романы, не рассказы, не очерки и не статьи, а – стихи. Они шли и шли по электронной почте, словно вся обширная территория страны была охвачена некоей природной стихией – ветром, снегом, метелью, – стихами».

Поэтому не уместившиеся в альманах «Лёд и Пламень» поэтические тексты решено было собрать в отдельную книжку, которая и получила название «Паровозъ» (в соответствии с самым распространенным на просторах нашей Родины видом транспорта), а также подзаголовок-пояснение «альманах-навигатор» – в духе времени.

Смоленск в «Паровозе» представляют четыре автора. Это поэты Раиса Ипатова, Владимир Макаренков и Владимир Лавров. В разделе критики опубликована статья Вадима Соломоновича Баевского «Светлая печаль» – о Пушкине. Стихи Лаврова и эта статья  удостоены дипломов издания. (К слову, в тот день и час, когда в университете проходила презентация, о которой здесь идёт речь, В.С. Баевский был еще жив. Его не стало на следующий день, 13 ноября).

Поэтическую часть встречи открыла Раиса Ипатова. Она прочитала несколько стихотворений, вошедших в подборку альманаха («День Победы», «Я спрыгну с подножки на мокрый перрон…») и несколько – не вошедших. В том числе стихотворение «На Покровской горе», из которого в мою память врезались с каждым годом всё чувствительнее трогающие строки:

Через столько-то лет

Что мне даст детский след,

Две пунктирные тонкие нитки?

Бьётся птаха в груди.

Сто дорог позади,

И потерь, и находок в избытке.

 

Владимир Макаренков также начал со стихов из опубликованной в «Паровозе» подборки. А потом прочитал новые стихи. В особенности меня затронуло стихотворение «Камертон», в котором поэт поднимает давно волнующую его тему о природе поэзии.

Кто создал камертон – настроить лиру

Так, чтобы Бог её поцеловал?!

Я обращаю к небу, а не миру 

Страдательные кровные слова.

Слова – молитвы, а не зёрна кофе.

Слова томят, гнетут, лишают сна

И подтверждают, как перед Голгофой,

Что жизнь и есть Поэзия сама.

Студентки четвертого курса отделения русского языка и литературы Александра Крылова, Екатерина Шутова, Мария Кекушева, Кристина Гарнова и Виктория Вилкова подготовили  небольшой поэтический спектакль под названием «Паровозъ» (постановка Елизаветы Пеховой). Девушки как бы продолжили игру, начатую редакцией альманаха, где каждый из действующих лиц представлен как «начальник пассажирского поезда» (главный редактор Светлана Василенко), «машинист» (редактор-составитель Владимир Мисюк), «кочегар» (составитель Виктор Стрелец), «проводница» (литературный редактор Валентина Кизило) и т.д.

Примечательно, что тексты, которые были включены в инсценировку, в большинстве своём тяготеют к сюжетной поэзии.  Наиболее яркие примеры – стихотворение Анны Асеевой из Иркутска «Ой, девочки, как страшно жить!» и ещё одно, её же – про пассажиров поезда, – где есть такие строки:

Мечта несбывшейся студентки

Так и не высказана вслух, –

На языке её – чух-чух, –

Обратно с нею в деревеньку.

 

Сюда же я бы отнесла и стихи поэта из Ставрополя Станислава Ливинского. Из его подборки в спектакле прозвучало, если не ошибаюсь, три стихотворения. Объединяет их тема памяти и тихая грусть, как при рассматривании старых фотографий:

И мы с тобой: нам по семнадцать,

а может быть, давно за тридцать.

И память – ветреная цаца, –

та, что на лица.

 

С попыткой анализа первого номера «Паровоза» выступили студент-филолог Антон Азаренков (он учится на том же, что и девушки, четвертом курсе отделения русского языка и литературы) и аспирант кафедры всеобщей истории Денис Шполянский.

Антон Азаренков сосредоточил своё основное внимание на формальных признаках современной поэзии. В качестве примера были приведены «Хокку по алфавиту» Нины Горлановой из Перми, стихи москвича Андрея Коровина, который пишет без знаков препинания (отдельный разговор мог бы быть о персонажах его произведений. – Прим. авт.), а также тексты вологодского автора Наты Сучковой, стихи которой, это уже на мой взгляд, точнее было бы назвать поэтическими экзерсисами.

Что же касается тенденций, здесь, согласно наблюдениям Антона, на первое место выходят маргинальность, а также народность, которая сводится к порой даже нарочитому опрощению. В числе наиболее часто встречающихся тем – детские воспоминания. А вот гражданская тематика, или, по выражению докладчика, «в лоб гражданские темы» практически отсутствуют.

Выступление Антона Азаренкова вызвало довольно бурную полемику, которая за неимением времени не успела расставить всё по своим местам. По моему мнению, многие выводы докладчика вполне можно принять с той оговоркой, что речь идёт не о русской поэзии в целом, а о конкретном томе конкретного издания. Ведь несмотря на то, что в новом и очень интересном альманахе-навигаторе действительно представлена литературная Россия от Калининграда до едва ли не до Владивостока, и здесь невозможно исключить тенденциозность, хотя бы потому, что выбор текстов определяется вкусом и предпочтениями составителей издания.

Второй оратор Денис Шполянский в основном посвятил своё выступление оформлению альманаха. Критиковал обложку – за использование образа Георгия Победоносца, биографические справки об авторах – за разный стиль их написания. О стихах говорил меньше, в основном отозвался с одобрением, в том смысле, что соединить несоединимое всегда непросто, а составителям это удалось.

Эта тема собравшимися тоже была подхвачена. Но два академических часа неумолимо подходили к концу, и пора было освобождать аудиторию.

В общем, разговор был славный…

Светлана Романенко, Смоленск

 

 

Anons

Анонсы

Как стать писателем

В зеркале СМИ

Конкурсы, фестивали

Премии СРП

Премии СРП

Фотогалерея