|
>>>Да, навигатора. Этакого масштабного в пределах Союза (и не только) разведчика поэтических лошадиных (Пегас – лошадь, хотя и с крыльями) сил организации. Роль альманаха (рабочей лошадки) традиционно в этом и заключается: в представлении текущего состояния литературного творчества. Перед нами 89 авторов с достаточно солидными «послужными списками» публикаций. И кто из них Бунин или Щепкина-Куперник – не столь важно. Это дело времени...А альманах – вот он, приятен и на взгляд, и на ощупь. Задиристый дизайн бросается в глаза сиюминутной свежестью. Поэты порционно рассажены по вагонам (есть даже вагон-ресторан для гуляк; почтовый – переводы, международный – русские поэты, живущие за рубежом, багажный – критика), вагоны географически привязаны к городам. Состав снабжен напутствиями – предисловиями идеологов... Катит сегодняшняя поэтическая Россия...Светлана Василенко отметила в предисловии, что провинция не уступает столице в «лошадиных силах», что понятия «столица» и «провинция» в этом смысле весьма условны. В сущности, настоящий поэт – сам себе столица. Даже посаженный в вагон железнодорожного поезда или еще куда. «Мои стихи, как отпечатки пальцев, Непоправимо выдадут меня», – реминисценцией из Марины Цветаевой выразила ту же мысль Любовь Бессонова. Единственное, в чем поэт «уязвим», – он не в состоянии выскочить из своего времени (разве что в крайнем случае). Проскочить как-нибудь бочком. Он им отягощен по природе. Поэт – концентрация времени, по Пастернаку – у вечности в долгу. Традиция ответственности русской поэзии. Подобная тенденция характеризует и данный альманах. Не без «музы мести и печали» написано:... На переезде одинокий дом,бельё намокшее (хозяйкапозабыла),уже рассвет, но ни душикругом, –всё-всё, что сердце русскоелюбилои любит, ревностное, поверяяснам,за безысходность бытияземного,за безнадежность, за тоску,за срамминувшего... не надо мне иного!Вот э т о Родина. Куда ейбез меня?(Анатолий Богатых)... Да, эта местностьбезобразна,Но это родина моя, –вторит ему Александр Логинов с зашкаливающими эмоциями. (Как там у Блока? «Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне»). Галина Щекина назвала свою подборку многозначительно – «Развалины». То есть гражданская лирика никуда не делась. Она по-прежнему надеется на прямую силу слова и на определенные «достоевские» моральные координаты («...где верят на слово, и верят в слова, и помнят, откуда они» – Александр Трунин), как говаривали прежде: «жажду идеала». Глобализм, однако, на дворе с его эффективностью финансовых потоков, которому не до наших лирических отступлений от прогресса...Среднестатистический автор альманаха по возрасту человек... с опытом – личным и социальным («Пишу, как динозавр, который скоро вымрет» – Александр Трунин). Если литература как вершки обладает какими-то реальными корешками, то корешки эти весьма горькие. Поэты так или иначе являются носителями духа своего времени. Альманах – своеобразно закодированное мироощущение поколения. Поколения, болезненно принявшего на себя тектонический сдвиг страны последних десятилетий – действительно весьма драматичный. Об этом у Владимира Макаренкова:Как плуг без поля, серп безхлеба,Заржавел без земли мужик...... И, как маслёнку,поллитровкуТаит на дне его сума.«Вызрело в сердце железное семя», – пишет он же в другом стихотворении. Понятно, о чем идет речь.... Или вправду мы виноваты,что Россия трещит по швам? –читаем мы у Николая Алешкова без обиняков. С последней прямотой. С баррикадной прямолинейностью даже... Не до «эстетики», стало быть, – рука горячая. Состояние еще очень эмоциональное.Ольга Григорьева тоже как бы под горячую руку написала потрясающе мужественное стихотворение-заклинание «Никогда не оглядывайся». С эпиграфом из Ветхого Завета. Вроде бы с обращением к себе. Заклиная свою память. Вроде бы принимающая закон движения вперед (где этот «перед»?), соглашающаяся с ним, ибо в оглядке, в прошлом мало практического толку. Пример с Лотом поучительный, с Орфеем опять-таки...... И зачем тебе лишняя рана,на сердце след?Нет давно страны, где мыс тобой родились,И отцов, за нее воевавших,на свете нет.Прогони эту память, этихимеры прочь,И тогда пойдут отличнотвои дела.Позабудь язык, страну,родителей, дочь,Как жена Сальвадора Дали –Гала.Что еще в эту долгую ночья могу сказать?Снова память стучитв висок, прогоняя сон.Не оглядывайся! Беги!Не смотри назад!Но на кончиках пальцев ужепроступает соль.«Но на кончиках пальцев уже проступает соль», ибо человек – это память.Апофеоз жути повседневности – «Письма из больницы» (ощущение подавляющей трущобности) Владимира Лаврова. Вроде маленькой поэмы. Очень экзистенциально пограничное место – больница. Философское место. И стихи по сути философские. Убийственные подробности и детали быта «конвейера здоровья» бытийственны:... Журчит вода, не уставая,В кривом и треснутом бачке,И никогда не тонет стаяОкурков в долбанном «очке»,Но (Чу... – В.С.) где-то слышензвон трамвая...Как открытая форточка в небо, в мир... Разумеется, любые попытки разъятья стихов на составляющие элементы, как гоголевскую «Шинель» на нитки, – тщетны, прокрустовы.Как, впрочем, и исчерпывающее объяснение жизни. Вроде бы все перечислено из «джентльменского набора» ее событий в стихотворении Светланы Лавренковой «от» и «до»: «Свадебный марш. Середина лета»... «Гроб в коридоре, длинный, как лодка». Жизнь ускользает из любых сетей и капканов произнесенных слов – какими бы они ни были правильными, умными или запальчивыми... Вообще поэзия, может быть – некий плач Ярославны в «безвидную бездну» мироздания? Весьма метафизичный поэт Игорь Меламед с его классически четкими ритмами:...О Господи Боже, зачем этагибель и мрак?И горькая водка, и сладкаямузыка эта?Рукою ужаленной шаритнесчастный дурак,меся пустоту в беспорядочныхпоисках света.Зачем он родился? Чтов жизни он сделал не так?Кто даст мне ответ? И кчему домогаться ответа?При всем «дактилоскопическом» разнообразии авторов альманаха «родственные» связи проглядываются. Есть поэты ночные, условно говоря, «вслушивающиеся в исток», опоминающиеся от дневной гонки, окольные, так сказать... Можно, наверное, это назвать религиозным чувством вообще, когда повседневные «замыленные» вещи вдруг предстают с точки зрения вечности. Тютчевская линия. Очень «обочинно» вдумчивый поэт Геннадий Калашников, работающий в жанре «пейзажной лирики»:...погоди у воды, ледянымповернувшейся боком.Кто-то смотрит на нас,то ли тысячью глаз,то ль одним, но всевидящимоком.(Между прочим:О Господи, тебя ведь нет,не говори со мной!Движеньем странным вснежном сне меня не настигай,Постой, не подходи ко мне,дыханьем не пугай, –упомянутая уже Мария Ватутина.)Заглавные буквы просятся к «всевидящему оку». Вкрадчивая поступь времени подспудно чувствуется в стихах Калашникова....За время, что займётслучайная беседа,неуловимо день изменит свойузор,здесь места больше нет,исчезли мы бесследно,но в воздухе пустом всё длитсяразговор.Этот «длящийся разговор» и есть, надо полагать, поэзия. И альманах-навигатор – тот же самый «длящийся разговор». Жанрово насыщенный. Читатель найдет в нем и сюжетные стихотворения (Наталья Горбачева, Вячеслав Лейкин), и чисто лирические – музы Эвтерпа (Ната Сучкова ли, Елена Карева) и Эрато (Александр Фанфора ли) будут довольны. Языческие боги будут удовлетворены народными ритмами Марины Кулаковой. В которых и хлебниковские гены прослеживаются:...Я женствую – тебе.Не торжество, не жертва.Нешествие с огнем,а женствие огня.Блаженство ты мое,творимое блаженствоЯ женствую тебеМеня.Тебе – главенствоватьМне – женствовать,Благоноченствовать –И благоденствовать!Чудо поэзии необъяснимо – оно есть или его нет. Альманах-навигатор просто полон хороших стихов, обозреть которые в небольшой заметке невозможно. Совершенно неважно, в каком вагоне едет поэт и какой город представляет. Все это уже наше – читателя, и с миром утвердилась связь. Получать удовольствие от поэтического текста, купаясь в словах, тоже неплохо. Инга Кузнецова с ее всепроникающей всеобщностью:там собака бегущая протившерстис улыбкой на длинном лицеи уже я так явно в еёудивительной шкурев длинношерстномпотрепанном пальтецес разлохмаченной шевелюроймир понятно опасени так невместимо прекрасенон машинно-ужасенпахуч и колбасени якаталог его запаховТольятти«НГ- Exlibris», 10.10. 2013 |
|
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||
|
||||||
|
|
|||||