<<<

В ДОМЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПРОШЕЛ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР С.А.КЛЫЧКОВА

3 февраля 2014 г. в Москве состоялся юбилейный вечер в честь Сергея Антоновича Клычкова - «Последний Лель», организованный Домом русского зарубежья им. А.Солженицына и проектом «Возвращение. Серебряный век» к 125-летию великого русского поэта и прозаика, репрессированного и погибшего в 1937 году.

Вечер открыл директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин, который в своем выступлении, в частности, сказал: «Наш Дом создан при участии Парижского русского издательства YMCA-Press и русского общественного Фонда Александра Солженицына. Эти два учредителя и Клычков очень тесно связаны. Фонд Солженицына занимается помощью жертвам политических репрессий, восстановлением памяти о репрессиях - а Сергей Клычков погиб в ГУЛАГе. Издательство же YMCA-Press напечатало книгу стихотворений С. Клычкова еще в советский период. И в начале 90-х годов Никита Алексеевич Струве предложил поехать в Талдом, в открывшийся там Музей Сергея Клычкова, с даром книг. Музею была подарена большая коллекция книг издательства YMCA-Press. Это была замечательная поездка, это была очень интересная выставка. А главное, это было желание профессора Никиты Струве, издателя Клычкова, поклониться Поэту в его Доме, его Музее. Поэтому Клычков - это одна из важных вех в истории Дома русского зарубежья. И я очень рад сегодня видеть этот полный, даже переполненный зал нашего Дома на вечере замечательного русского поэта Сергея Клычкова. Я благодарен всем вам за то, что вы пришли сегодня в наш Дом, благодарю организатора вечера, Ларису Новосельцеву, с которой нас связывает давняя дружба и сотрудничество».

Внучка поэта Татьяна Викторовна Тихонова-Клычкова рассказала о юбилее поэта в контексте других важных юбилейных дат этого года: 125-летия Анны Ахматовой, которая ценила талант Клычкова и отмечала его красоту как человека, и 100-летия начала Первой мировой войны, участником которой был Сергей Клычков. Клычков провел на войне почти три года, был ранен, контужен, попадал в газовую атаку... Среди всех поэтов тех лет только Николай Гумилев и Сергей Клычков участвовали в военных действиях - и война оказала очень большое, переломное влияние на творчество, на само мироощущение Клычкова.

Был также показан фильм о Сергее Клычкове, снятый каналом «Культура» в 2008 г., в котором очень важные слова о творчестве поэта сказала Наталья Михайловна Солнцева, ведущий исследователь творчества Сергея Антоновича, публикатор его произведений. И эти слова задали тон всей программе.

Очень важно и символично и то, что на вечере в Доме русского зарубежья встретились потомки поэта, представители разных ветвей большого рода Клычковых - в том числе трое прямых внуков, трое правнуков и праправнук; кто-то не виделся десятилетями... И когда ведущая вечер Лариса Новосельцева попросила «Клычковы, пожалуйста, покажитесь, встаньте», и поднялся почти весь первый ряд - зал разразился аплодисментами, ощутив живую связь времен. И так совпало, что семья стояла на фоне большой фотографии дома поэта на экране...

Наличие столь представительного семейного «клана» вселяет веру в благополучный исход нынешней непростой ситуации с Домом-музеем Сергея Антоновича - родовым домом Клычковых, о котором говорил в своем вступительном слове Виктор Александрович Москвин. Эта проблема также обсуждалась на вечере, и гости вечера проявили горячую заинтересованность в судьбе Дома, выдвигали предложения с мест, обсуждение продолжилось в кулуарах, завязались новые важные контакты... Будем надеяться, что все это поможет возвращению ситуации в нормальное русло, и что экспозиция Музея в ближайшее время будет возвращена в Дом Клычкова в целости и сохранности - в том числе и все те экспонаты, которые были подарены Никитой Алексеевичем Струве.

Второе отделение вечера началось со страницы памяти замечательного литературоведа, «Рыцаря Серебряного века», светлого и творческого человека Станислава Стефановича Лесневского. Станиславу Стефановичу, помимо всего многого-многого прочего, все мы обязаны возрождением блоковской усадьбы Шахматово, уникальной, более чем сорокалетней традицией Блоковских чтений. Но он очень много успел сделать и для возвращения памяти и творчества Сергея Антоновича Клычкова, проводил чтения и конференции в Талдоме и Москве... На вечере была показана видеозапись замечательного выступления Станислава Лесневского на программе проекта «Возвращение. Серебряный век» в РГБ в марте 2012-го, посвященной поэтам Клычкову, Есенину и Рубцову, в котором Лесневский, вспоминая свои встречи с Петром Журовым, лучшим другом Клычкова, назвал этих поэтов - «поэтами, взыскующими града», «поэтами несказанного»... Прозвучали слова в память Станислава Стефановича, на экране был показан ряд его фотографий. Все присутствующие почтили память Станислава Стефановича Лесневского минутой молчания.

И на протяжении всех трех с половиной часов вечера 3 февраля в зале Дома русского зарубежья звучали стихи Сергея Клычкова, песни на его стихи (всего более 40 текстов), а также Сергея Есенина, Осипа Мандельштама (музыка ко всем стихам написана Л.Новосельцевой), фрагменты прозы («Чертухинский Балакирь», «Сахарный немец»), строки переписки, воспоминаний. На экране же сменяли одна другую фотографии поэта, его друзей, семьи, архивные документы. Литературно-музыкальная композиция «Последний Лель» эмоционально погрузила зрителей в мир поэзии и прозы Сергея Клычкова. Пела, читала, рассказывала Лариса Новосельцева. Пять песен (четыре на стихи Клычкова и одна - Есенина) прозвучали на этом вечере впервые, и премьеру трех песен в начале второго отделения («Гляжу, прижавшись к подоконнице», «Над окошком месяц», «В жизни всему свои сроки») композитор посвятила памяти Станислава Лесневского.

В первой часть программы Клычков предстал перед зрителями как могучий поэт-чародей, полный радости, счастья жизни, любви к своей земле и природе - и чувствующий себя ее частью, с душой, открытой миру и людям, и этой радостью, этим счастьем и любовью были наполнены стихи и песни и фрагменты прозы, звучавшие в первой части программы, которая заканчивалась перекличкой - стихотворной, песенной, тематической - с другом поэта, Сергеем Есениным.

Во второй же части тональность стихов меняется - ровно как и во второй половине жизни Сергея Антоновича. С каждым годом, несущим трагические перемены в жизни страны, в укладе русской деревни, в судьбе самого поэта, - все больше, все сильнее в стихах звучат горечь и боль утраты, разрушения, искажения всего, что было так любимо. «Что ж и я не пою, а рыдаю над людьми, над собой, над судьбой?» И здесь слушателям программы были предложены параллели поэзии Клычкова со стихами Осипа Мандельштама - с которым Клычков жил рядом в 20-е и 30-е годы, сначала в Доме Герцена, а потом в Нащокинском, их семьи дружили. Варвара Николаевна Горбачева (Клычкова) писала: «Меня радовала дружба Сергея Антоновича с Осипом Мандельштамом. Оба вспыльчивые, горячие, они за восемь лет ни разу не поссорились. Беседы их были изумительны. Высокий строй души, чистота, поэтическая настроенность объединяли их». Известно, что клычковское стихотворение «Пылает за окном звезда» долгое время приписывалось Мандельштаму и даже было опубликовано в четырехтомнике О.М. Но то, как буквально переходят, взаимно продолжают друг друга и ритмом, и настроением, и смыслами такие стихи двух поэтов, как «Сколько хочешь плачь и сетуй» и «Век мой, зверь мой», «Жизнь упала как зарница» и «Впереди одна тревога», «Бегство с Земли», «Кому зима» и «Ой как ветер в поле воет» - стало для многих слушателей откровением.

Организаторы вечера благодарят всех зрителей, администрацию и технические службы Дома русского зарубежья - и рассчитывают, что этот вечер поможет придать новый импульс возвращению имени и творчества Сергея Клычкова российскому читателю.

Дело в том, что начавшееся было в 90-е возвращение стране, читателям Сергея Клычкова сегодня как-то притормозилось. Семитысячный тираж двухтомника (Эллис Лак, 2000 г.), единственного до сих пор (!) достаточно полного издания в стихов и прозы Клычкова в его родной стране - давно разошелся. Новому читателю при всем желании просто негде ознакомиться с его творчеством. (Зрители буквально требовали в перерыве - где можно купить стихи Клычкова - но ответить им было, увы, нечего...) Пару лет назад удалось было заинтересовать Клычковым издателей одной очень достойной серии книг, и он был включен в план года под номером 1 - но тут, увы, издание серии было остановлено... Открытый в 1992 году Дом-музей поэта - пять лет назад закрыт, экспозиция вывезена в некие запасники (в том числе и подарки от Дома русского зарубежья, о которых говорил в своем выступлении В.А.Москвин!).

... Так получилось, что творчество великого русского поэта и прозаика, певца русского национального уклада Сергея Клычкова в 80-е годы, после полувекового полного забвения, первым открыл миру, опубликовал, описал, оценил его уровень как литературы не только национального, но мирового уровня - французский исследователь, Мишель Никё. За что ему великое спасибо и поклон от русского читателя. Сегодня у нас в стране очень много издается и создается «белого шума» на темы «патриотизма», «корней», «национальных традиций», «души национальной идеи» ... Но вот до истинного национального достояния, творческого наследия Сергея Клычкова - здесь, похоже, по-прежнему почти никому нет дела.

Поэтому юбилейный вечер Клычкова намеренно проведен за несколько месяцев до июльской годовщины: у издателей, у органов культуры, у территориальных властных структур еще остается время, чтобы достойно встретить юбилей - вернуть России ее великого певца. Реабилитировать наконец его, его творчество по-настоящему. И - может быть, посмотреть внимательнее в различных закрытых архивах - вдруг произойдет чудо и в юбилейный год мы сможем прочесть неизвестные фрагменты главной книги Клычкова...

Вселяет некоторую надежду то, что 2014-й - не только юбилейный год С.А.Клычкова, но и одновременно - официально объявленный Год культуры в России. И на «проведение всероссийских культурно-просветительских акций, реализацию проектов в области театрального, музыкального современного изобразительного искусства, культурного наследия и кинематографии» и т.д.- выделено 5,8 млрд рублей только из федерального бюджета, не считая региональных... Издание книг великого поэта России, помощь его Дому-музею, возвращение его имени широким читателям, российской культуре - это же и есть истинное «сохранение культурного наследия».

Фотографии вечера в Доме русского зарубежья:

http://fotki.yandex.ru/users/laromance/album/404325/

Сайт, посвященный С.А. Клычкову:

www.klychrov-sa.ru

Некоммерческий просветительский проект «Возвращение. Серебряный век»

www.laromance.ru

laristudio@me.com

Контактный тел. 8(916)739-67-94

 

О Сергее Клычкове

Клычков и Есенин, «два Сергея, два друга - метель да вьюга» (так сказал о них С.Коненков) - два самых ярких поэта «крестьянского» направления в русской поэзии в начале XX века, и жизнь обоих оборвалась трагически. Но вот дальнейшая судьба их творческого наследия - буквально диаметрально противоположна. Сергей Есенин, по данным опросов, сегодня самый читаемый среди русских поэтов, его не надо представлять читателям; да, запрет на его стихи при советской власти тоже существовал - в 30-е и 40-е годы - но он не был столь тотальным, и уже в конце 50-х Есенин стал широко издаваться, а позже - даже и «официально продвигаться» советской пропагандой в качестве народного поэта. А вот творчество Клычкова до сих пор по-настоящему не вернулось к читателю, так что о нем необходимо сказать несколько слов.

Сергей Антонович Клычков - могучий, от земли, певец и философ русской природы, мифотворец и чародей русской литературы. Масштаб поэтического дарования его ничуть не уступает Есенинскому - в чем смогли убедиться те более 200 зрителей, которые смогли в этот вечер попасть в Конференц-зал Солженицынского дома (номинальная вместимости зала - 190 мест). И при этом Клычков - не только поэт, но и уникальный прозаик! Сегодня литературоведы называют его открывателем жанра магического реализма в мировой литературе, «русским Маркесом». Сергей Клычков погиб в расцвете таланта, творческой зрелости - возможно, так и не успев сказать главного... После гонений 30-х годов на «крестьянскую партию», а заодно и «крестьянских» поэтов, после ареста и расстрела в 1937 г., Клычков был запрещен в стране, а затем насильственно «забыт», подвергнут тотальным «посмертным репрессиям», пожалуй даже большим, чем расстрелянные по тому же делу Клюев, Орешин, Васильев: не только творчество, но даже и имя его было вычеркнуто из истории русской литературы - и он до сих пор почти не известен широкому читателю. Остался незавершенным великий замысел Клычкова - девятикнижие «Живот и смерть»... До нас дошли только три первых романа цикла, которые он успел опубликовать в 20-е годы, и главы из четвертого - и это действительно волшебная, завораживающая, затягивающая проза; сколько потом, до ареста в 1937-м, было им написано «в стол» - неизвестно, все рукописи были изъяты при аресте («увязаны в простыню», по воспоминаниям сына поэта, Георгия Клычкова) и канули бесследно в недрах Лубянки... Там же пропали и многие из поздних стихов - вот цитата из Надежды Мандельштам: «О. М. ценил «волчий», отщепенский цикл Клычкова и часто, окая по-клычковски, читал оттуда кусочки. Эти стихи отобрали при обыске, и они пропали, потому что Клычков не догадался их вовремя спрятать. Они исчезли, как все, что попадало на Лубянку Исчез и сам Сергей Антонович. Жене сказали, что он получил десять лет без права переписки. Мы не сразу узнали, что это означает расстрел. Говорят, что он смело и независимо держался со следователем. По-моему, такие глаза, как у него, должны приводить следователей в неистовство... Им случалось пристреливать людей при допросе, и про Клычкова говорят, что он погиб именно так.

После смерти Клычкова люди в Москве стали как-то мельче и менее выразительны.»

О Музее Клычкова в Дубровках

И еще совершенно необходимо в самом начале юбилейного года Сергея Клычкова - отдельно рассказать о доме поэта. В начале 90-х годов был открыт Дом-музей С.А.Клычкова - открыт в совершенно уникальном родовом доме Клычковых в Дубровках под Талдомом. Этот трехэтажный дом (из описания: («каменный крестьянский усадебный дом конца XIX века, выдержанный в формах архитектуры эклектики») был выстроен отцом поэта на рубеже XIX-XX веков. Возводился он руками всей семьи, из своими же руками изготовленного и обожженного кирпича из местных глин! В доме до конца 20-х годов - начала коллективизации - жила семья поэта, в нем же находилась мастерская по пошиву обуви: отец поэта, как и многие в Талдоме, выбрал для себя ремесло сапожника - талдомская обувь, в том числе модельная, славилась по России... Дом этот совершеннейшим чудом пережил годы советской власти, сохранившись в практически первоначальном виде, внутри дома сохранились подлинные предметы обстановки, а вокруг него - до сих пор достаточно большой незастроенный, ландшафтный участок земли. В музее стараниями энтузиастов успели собрать замечательную экспозицию - и о самом Клычкове как литераторе, и о его друзьях, неоднократно гостивших и подолгу живших в доме в Дубровках - Сергее Есенине, Сергее Коненкове, Михаиле Пришвине... На первом этаже дома была развернута экспозиция «Музей Журавля»: журавль - символ этих мест, Талдомскую землю называют «журавлиной родиной», а у Клычкова есть сборник «В гостях у журавлей». Вокруг музея быстро формировалась культурная аура. На прилегающей поляне еще с конца 80-х к дню рождения поэта в середине июля стали проводиться Клычковские литературно-музыкальные праздники-слеты, естественным центром которых был - Дом. Дом Поэта, сложенный его собственными руками - много ли найдется сегодня в таких Памятников - кроме Дома Волошина в Коктебеле? Рядом с домом - пруд; чуть холмистый рельеф с естественными амфитеатрами удобен для расположения гостей-слушателей. Внизу под склоном бежит речушка Куйменка, вдали - кромка леса - уж не Чертухинского ли?.. Представьте себе только экскурсии в Чертухинский лес (может даже и ночные! со всеми его лешими, лелями, русалками - в мир русских сказок, поверий, в мир волшебной прозы и могучей поэзии Сергея Клычкова... Окрестности, реальный и сказочный мир русской деревни, красота природы, сама Душа этой земли - и людей, ее населяющих, живущих с ней в единстве - вдохновенно воспеты Клычковым, как воспета Волошиным его Киммерия... Дубровки, при небольшой даже поддержке, имели совершенно реальный потенциал превратиться в уникальный культурный центр, музей-заповедник, туристский центр всероссийского как минимум масштаба - как не только Дом Поэта, но и своего рода «энциклопедия русской жизни», русского волшебного фольклора, может быть - вообще «крестьянского» направления русской литературы. Ведь даже само наличие такого крестьянского дома очень многое говорит нам о крестьянской России перед Первой мировой, о намечавшихся путях ее развития...

«Прощай, родимое крылечко, и ты, колечко на двери» - это из пронзительного стихотворения «Прощай, родимая сторонка» 1914-го, когда поэт сто лет назад уходил на войну - и все это сохранилось, можно подняться по ступенькам и потрогать!

Но... потом, как, увы, часто случается в наших пределах, Дом стал жертвой провинциально-административных игр: музей стал филиалом Талдомского краеведческого музея, его закрыли - вроде бы как «на ремонт из-за аварийного состояния», практически демонтировали экспозицию, перевезли ее в запасники «головной организации» в Талдом - и Дом уже почти пять лет стоит полупустой, без всякого ремонта(!), и, неухоженный, «нежилой», фактически приходит в состояние, когда ремонт ему действительно станет необходим... Смысл всего этого - остается загадкой для всех... Нам посчастливилось успеть побывать в доме в 2009-м, когда вывоз еще только начинался - впечатление от музея, от дома, от его окрестностей было сильнейшее. И - мы, при самом внимательном осмотре, не нашли никаких видимых причин для срочной эвакуации... Что-то нам говорили о некоем обнаруженном «грибке» как причине экстренного закрытия - наверное, комментарии тут излишни...

Надо сказать, что когда из отдельно стоящего, открытого ветрам, крепкого, светлого, наполненного особой аурой (а это чувствуется буквально сразу, стоит переступить порог!) Дома попадаешь в тесную, дом к дому, городскую застройку Талдома, в здания краеведческого музея, библиотеки - и видишь в окно задние замшелые стены, змеящиеся трещины от фундамента до крыши - задумываешься о том, а пройдут ли они тест «на грибок» и где будет сохраннее коллекция. А главное: куда люди со всей страны (и не только страны!) поедут, какое место может стать местом культурного паломничество, Памятником с большой буквы, а какое - навряд ли...

И если все дело тут, как часто бывает - просто в чьих-то административных амбициях - то можно искренне посочувствовать их носителям: они, вместо того, чтобы вдохновить и возглавить спасение, возвращение национального достояния - и вписать свои имена в историю русской культуры, принимать многочисленных гостей, открывать конференции, - способствуют лишь разрушению и забвению...

И не может не возникнуть сравнение, сопоставление судеб двух Домов Поэта. В Крыму в начале 90-х, в годы становления новых институтов власти, Дом Волошина тоже переживал нелегкие времена - но пережил, во многом благодаря самоотверженности команды его Хранителей, отстоявших Дом от всех посягательств (представляете - центр набережной Коктебеля!) - а потом и крымские власти, и государство осознали масштаб сокровища, расположенного на вверенной им территории. Нашлись и меценаты, и добровольные помощники-энтузиасты - и из Украины, и, отметим, из России. Дом был отремонтирован, была восстановлена и расширена экспозиция. И сегодня Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина» - это культурное и туристское пространство мирового уровня, настоящая жемчужина Крыма и культурной жизни страны. Это постоянные экскурсии, Международные конференции, чтения, фестивали, премии, концерты, это настоящее непрерывное паломничество гостей с апреля по ноябрь. Это большая научная работа, это дальнейшее расширение экспозиции, появление и развитие филиалов, связанных с именами Грина, Паустовского, сестер Цветаевых... (И еще - отметим специально «для наших» - это уже многие гранты, премии, награды, поездки - тем, кто создал, кто поддерживает функционирование всего этого комплекса! ) Расширяется присутствие в Интернете, в социальных сетях, можно из любой точки мира совершать виртуальные экскурсии, смотреть фрагменты и трансляции конференций и концертов. И центр всей этой образовавшейся за последние 15-20 лет настоящей культурной Вселенной - Коктебель, Дом Поэта! (Кстати, появилась даже установленная на крыше Дома веб-камера, круглосуточно показывающая площадь перед Домом с памятником Волошину и Карадаг вдали...)

Все это хорошо известно слушателям проекта из Волошинских программ проекта «Возвращение. Серебряный век», «крымских» программ, из программ, посвященных Цветаевой, Герцык, другим поэтам - гостям Дома Поэта. Но это - Крым, Украина.

А вот - Талдом. Московская область, Россия. График - буквально зеркальное отражение предыдущего. Музей, наоборот, смог организоваться, вернуть дом, начал быстро развиваться в 90-е, в годы становления новой власти. А потом... произошло то, что произошло. И сегодня, когда в Коктебеле на протяжении всего года проходит череда престижнейших международных мероприятий, посвященных 100-летию Дома, в Дубровках - экспозиция вывезена, Дом - пуст, закрыт... И даже Клычковские праздники-слеты теперь перенесли в город, к зданию библиотеки имени Воровского (!) - во дворе которой установлен памятник С.А.Клычкову... Но, оторванные от естественного центра, от почвы, фестивали неминуемо формализовались, лишились чего-то главного... И даже - самого имени Сергея Клычкова!

Да, пишутся письма губернатору области, в Министерство культуры о спасении музея, возвращении экспозиции, подписанные многими деятелями культуры, просто уважаемыми в стране людьми. Только на одном вечере в Российской государственной библиотеке в марте 2012-го года, посвященном Клычкову, Рубцову и Есенину, такое письмо подписали больше 200 человек. Было и письмо Министра культуры губернатору Подмосковья. Но результат - нулевой. Среди трех уже сменившихся за это время губернаторов области, увы, так и не нашлось того, кто обратил бы внимание на разрушение уникального памятника культуры - кого бы по-настоящему волновала история родной страны, ее литературы, память великого певца России, убитого режимом в 1937-м вместе с другими «крестьянскими» поэтами. Хотя, отметим особо, прошедшей осенью обочины всех ведущих к Москве дорог области были увешаны предвыборными «социальными» плакатами: Чайковский (Клин), Чехов (Мелихово), Тютчев (Мураново), Блок (Шахматово) и другие аналогичные «культурные бренды», олицетворяющие заботу нынешних подмосковных властей о сохранении памятников культуры на территории области. Только, заметим, эти подмосковные музеи, усадьбы - в основном заслуга прежней, советской еще власти (если быть совсем точным, восстановление - проектирование и строительство «с нуля» сожженного в 1921 г. Шахматова - началось с 1984 и продолжалось по 2000 год, а Мураново, функционирующее как музей с 20-х годов - пришлось восстанавливать после пожара 2006 г., вызванного ударом молнии). А вот Клычков с его Дубровками как-то вновь остался вне поля зрения - а ведь тут даже не надо почти ничего восстанавливать, все дело могла решить одна подпись! И какой бы это был выигрышный, патриотичный в самом лучшем смысле шаг - торжественное и громкое открытие Дома Поэта - певца России. Но в Дубровках - все по-старому, хотя одного бюджета упомянутой портретной «рекламной компании», пожалуй, хватило бы не только на «обработку от грибка» Дома, но и на отправку администрации района в Коктебель - для обмена опытом...

Не нашлось в данном случае и меценатов, истинных патриотов этой земли. Возможно, пронзительные, заросшие борщевиком талдомские равнины - не так эффектны, как теплый берег Крыма - но на самом-то деле эффект от вложения средств здесь мог бы оказаться куда более заметным!

Как бы то ни было, непоправимого пока еще не произошло, и мы горячо надеемся на счастливое завершение истории с Домом. Ситуация «зависла» и давно уже не движется ни туда, ни сюда - как будто некие весы замерли в равновесии. И, возможно, кто-то из прочитавших это письмо сможет добавить свою гирьку на чашу Добра... Ведь в сложившейся ситуации трудно остаться равнодушным!

<<<

главная

© Союз российских писателей