<<<

...НАМ, ВСЕМ ВМЕСТЕ, УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ НАСТОЯЩИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР В ЧЕСТЬ БОЛЬШОГО ПОЭТА!

Лариса Новосельцева, Сергей Новосельцев

 

Дорогие друзья!

Прежде чем пригласить вас на новый вечер - хотим сказать спасибо всем, кто пришел на вечер Мирры Лохвицкой в РГБ 19 января!

Нам, всем вместе, удалось провести настоящий юбилейный вечер в честь большого Поэта! Более трех часов, более трех сотен зрителей на едином дыхании - слушали стихи Мирры Лохвицкой, слова о ней, песни на ее стихи - в главном зале главной библиотеки страны. Можно сказать, что возвращение Царицы русского стиха - состоялось!

(см.фото: http://fotki.yandex.ru/users/laromance/album/398579/ )

Огромная благодарность Российской государственной библиотеке, ее Отделу выставочных работ, всегда помогающему нам с организацией вечеров, и особенно - зав.отделом Татьяне Ивановне Новокрещеновой, которая сделала всем участникам вечера совершенно необыкновенный подарок: лично отыскала в фондах и выставила в стенде Конференц-зала полное прижизненное и дореволюционное собрание книг Мирры, даже с переизданиями, плюс еще (увы, немногочисленные и редкие) издания современные! Пожалуй, такая экспозиция Лохвицкой была собрана и представлена впервые...

Спасибо Татьяне Львовне Александровой - без огромного труда и подвижничества которой вообще не случилось бы возвращения Мирры к читателю - за ее выступление на вечере, открывшее всем нам новые измерения, параллели в творчестве Лохвицкой. Спасибо внуку поэтессы Николаю Ивановичу Тимофееву-Пландовскому, специально приехавшему из Санкт-Петербурга, за трогательный и волнующий рассказ о семье Лохвицких. Отдельное спасибо Михаилу Червинскому, сумевшему в этот день, между выступлением и репетицией большого концерта (29-го в Доме Ученых) все же вырваться в РГБ и украсить виртуозным блеском и трепетом своей необыкновенной скрипки 4 песни на стихи Мирры.

И еще нельзя не отметить необыкновенный неспадающий спрос на сборник стихов Лохвицкой. Вот и 60 книг, которые мы смогли привезти на этот вечер, вновь были буквально сметены с прилавка, и весь остаток антракта, и после окончания вечера слушатели один за другим подходили к нам и к Татьяне Львовне - с просьбой привезти еще! Год назад в Доме русского зарубежья точно так же улетели 48 книг, и составлялись списки, как в забытую эпоху книжного дефицита, потом на разные вечера мы привозили еще три пачки (по 12) - и думали, что 60 уж теперь-то должно хватить - но, однако, нет и признака насыщения спроса... Это - на заметку будущим издателям...

И, конечно же, нам опять не хватило времени, и программа второго отделения была исполнена меньше, чем наполовину (прозвучали «Звезды», две «Колыбельные», две «Молитвы» и «Жизнь»). В результате в день Крещения получилась такая Мирра светлая, легкая, возвышенная - «пушкинская». Обсуждая итоги вечера, все сошлись во мнении, что, видимо таково было ее собственное желание. И что вторую часть программы о Мирре Лохвицкой, более драматичную, «лермонтовскую», отчасти возможно «бальмонтовскую» - следует провести отдельно. Что мы и записали себе в задание на год. (Давние слушатели проекта помнят, как схожим образом из одной ахмадулинской программы выросло две, а потом и три, совсем разные, практически не пересекающиеся по подбору текстов...)

А теперь - позвольте пригласить вас на следующий вечер проекта:

Дом русского зарубежья им. Солженицына и проект «Возвращение. Серебряный век» приглашают 3 февраля 2014 г., в понедельник, в 18:00 на программу «Последний Лель» - юбилейный вечер, посвященный 125-летию Сергея Клычкова.

Весь вечер будут звучать стихи Сергея Клычкова, песни на его стихи, а также Сергея Есенина, Осипа Мандельштама (музыка к стихам Л.Новосельцевой), фрагменты прозы. Поет, читает, рассказывает Лариса Новосельцева.

Слово о Сергее Клычкове скажет доктор филологических наук, профессор Наталья Михайловна Солнцева, ведущий исследователь творчества поэта, автор книги о нем, составитель двухтомника Клычкова, автор комментариев и предисловия к нему.

Выступит также внучка Сергея Антоновича - Татьяна Викторовна Тихонова-Клычкова.

Будет показан фильм о Сергее Клычкове (ТВ «Культура», 2008 г.), представлен CD-альбом песен на его стихи.

Мы очень рассчитываем, что этот вечер поможет придать новый импульс возвращению имени и творчества Сергея Клычкова российскому читателю.

Клычков и Есенин, «два Сергея, два друга - метель да вьюга» (так сказал о них С.Коненков) - два самых ярких поэта «крестьянского» направления в русской поэзии в начале XX века, и жизнь обоих оборвалась трагически. Но вот дальнейшая судьба их творческого наследия - буквально диаметрально противоположна. И если Сергей Есенин, по данным опросов, сегодня самый читаемый среди русских поэтов, его не надо представлять читателям, то о Клычкове необходимо сказать несколько слов.

Сергей Антонович Клычков - могучий, от земли, певец и философ русской природы, мифотворец и чародей русской литературы. Масштаб его поэтического дарования ничуть не уступает Есенинскому (чтобы убедиться в этом - достаточно придти на вечер!). При этом Клычков - не только поэт, но и уникальный прозаик, которого сегодня литературоведы уже называют открывателем жанра магического реализма в мировой литературе, «русским Маркесом». Он погиб в расцвете таланта, творческой зрелости - возможно, так и не успев сказать главного... После гонений 30-х годов на «крестьянскую партию», а заодно и «крестьянских» поэтов, после ареста и расстрела в 1937 г., Клычков был запрещен в стране, а затем насильственно «забыт», подвергнут «посмертным репрессиям», пожалуй даже большим, чем расстрелянные по тому же делу Клюев, Орешин, Васильев: не только творчество, но даже и имя его было вычеркнуто из истории русской литературы - и он до сих пор почти не известен широкому читателю. Остался незавершенным великий замысел Клычкова - девятикнижие «Живот и смерть»... До нас дошли только три первых романа цикла, которые он успел опубликовать в 20-е годы, и главы из четвертого - и это действительно волшебная, завораживающая, затягивающая проза; сколько потом, до ареста в 1937-м, было им написано «в стол» - неизвестно, все рукописи были изъяты при аресте и канули бесследно в недрах Лубянки... Но и сегодня начавшееся было в 90-е возвращение стране, читателям Сергея Клычкова как-то притормозилось. Семитысячный тираж двухтомника (Эллис Лак, 2000 г.), единственного до сих пор (!) достаточно полного издания стихов и прозы Клычкова - давно разошелся. Новому читателю при всем желании просто негде ознакомиться с его творчеством. Пару лет назад нам удалось было заинтересовать Клычковым издателей одной очень достойной серии книг, он был включен в план года - но тут, увы, издание серии было остановлено... И мы намеренно проводим юбилейный вечер заранее, до годовщины - у издателей, у органов культуры еще остается время, чтобы достойно встретить юбилей - вернуть России ее великого певца. Реабилитировать наконец его, его творчество по-настоящему. И - может быть, посмотреть внимательнее в различных закрытых архивах - вдруг произойдет чудо и мы сможем прочесть неизвестные фрагменты главной книги Клычкова...

Приходите 3 февраля в Дом русского зарубежья!

Продолжительность программы 3 часа. Начало в 18:00.

Вечер пройдет в Конференц-зале Дома (4-й этаж).

Адрес: Н.Радищевская, 2, (м. Таганская-кольцевая, рядом с метро), тел. 8(495)915-10-80.

Вместимость зала 210 мест.

Вход по пригласительным билетам (бесплатным).

Билеты можно будет получить при входе в Дом русского зарубежья 3 февраля с 16:00.

Предварительный заказ билетов - по тел. 8-916-739-67-94 до 2 февраля вкл. Заказанные билеты выдаются в Доме 3 февраля с 15:30 до 17-00 (в 17-00 оставшиеся билеты перейдут в «общий доступ»).

(приносим извинения за эти меры и дополнительные сложности с пригласительными, но регулирование численности зрителей - требование администрации, страховка от радикальных переполнений, которые случались в ДРЗ на Китеже, Мандельштаме и ряде других вечеров проекта... Нам кажется, что нынешний алгоритм будет более удобен и зрителям, и организаторам, чем вариант с платными билеты, который мы пробовали в апреле на «Снах о Грузии» )

Сайт, посвященный Сергею Клычкову: www.klychkov-sa.ru

С уважением,

Лариса Новосельцева

Сергей Новосельцев

«Возвращение. Серебряный век»

www.laromance.ru

 

 

О Музее Клычкова в Дубровках

Dom_DubrovkiИ еще совершенно необходимо в самом начале юбилейного года Сергея Клычкова - отдельно рассказать о доме поэта. В начале 90-х годов был открыт Дом-музей С.А.Клычкова - открыт в совершенно уникальном родовом доме Клычковых в Дубровках под Талдомом. Этот трехэтажный дом (из описания: («каменный крестьянский усадебный дом конца XIX века, выдержанный в формах архитектуры эклектики») был выстроен отцом поэта на рубеже XIX-XX веков. Возводился он руками всей семьи, из своими же руками изготовленного и обожженного кирпича из местных глин! В доме до конца 20-х годов - начала коллективизации - жила семья поэта, в нем же находилась мастерская по пошиву обуви: отец поэта, как и многие в Талдоме, выбрал для себя ремесло сапожника - талдомская обувь, в том числе модельная, славилась по России... Дом этот совершеннейшим чудом пережил годы советской власти, сохранившись в практически первоначальном виде, внутри дома сохранились подлинные предметы обстановки, а вокруг него - до сих пор достаточно большой незастроенный, ландшафтный участок земли. В музее стараниями энтузиастов успели собрать замечательную экспозицию - и о самом Клычкове как литераторе, и о его друзьях, неоднократно гостивших и подолгу живших в доме в Дубровках - Сергее Есенине, Сергее Коненкове, Михаиле Пришвине... На первом этаже дома была развернута экспозиция «Музей Журавля»: журавль - символ этих мест, Талдомскую землю называют «журавлиной родиной», а у Клычкова есть сборник «В гостях у журавлей». Вокруг музея быстро формировалась культурная аура. На прилегающей поляне еще с конца 80-х к дню рождения поэта в середине июля стали проводиться Клычковские литературно-музыкальные праздники-слеты, естественным центром которых был - Дом. Дом Поэта, сложенный его собственными руками - много ли найдется сегодня в таких Памятников - кроме Дома Волошина в Коктебеле? Рядом с домом - пруд; чуть холмистый рельеф с естественными амфитеатрами удобен для расположения гостей-слушателей. Внизу под склоном бежит речушка Куйменка, вдали - кромка леса - уж не Чертухинского ли?.. Представьте себе только экскурсии в Чертухинский лес (может даже и ночные! со всеми его лешими, лелями, русалками - в мир русских сказок, поверий, в мир волшебной прозы и могучей поэзии Сергея Клычкова... Окрестности, реальный и сказочный мир русской деревни, красота природы, сама Душа этой земли - и людей, ее населяющих, живущих с ней в единстве - вдохновенно воспеты Клычковым, как воспета Волошиным его Киммерия... Дубровки, при небольшой даже поддержке, имели совершенно реальный потенциал превратиться в уникальный культурный центр, музей-заповедник, туристский центр всероссийского как минимум масштаба - как не только Дом Поэта, но и своего рода «энциклопедия русской жизни», русского волшебного фольклора, может быть - вообще «крестьянского» направления русской литературы. Ведь даже само наличие такого крестьянского дома очень многое говорит нам о крестьянской России перед Первой мировой, о намечавшихся путях ее развития...

«Прощай, родимое крылечко, и ты, колечко на двери» - это из пронзительного стихотворения «Прощай, родимая сторонка» 1914-го, когда поэт сто лет назад уходил на войну - и все это сохранилось, можно подняться по ступенькам и потрогать!

Но... потом, как, увы, часто случается в наших пределах, Дом стал жертвой провинциально-административных игр: музей стал филиалом Талдомского краеведческого музея, его закрыли - вроде бы как «на ремонт из-за аварийного состояния», практически демонтировали экспозицию, перевезли ее в «головную организацию» в Талдом - и Дом уже почти пять лет стоит полупустой, без всякого ремонта(!), и, неухоженный, «нежилой», фактически приходит в состояние, когда ремонт ему действительно станет необходим... Смысл всего этого - остается загадкой для всех... Нам посчастливилось успеть побывать в доме в 2009-м, когда вывоз еще только начинался - впечатление от музея, от дома, от его окрестностей было сильнейшее. И - мы, при самом внимательном осмотре, не нашли никаких видимых причин для срочной эвакуации... Что-то нам говорили о некоем обнаруженном «грибке» как причине экстренного закрытия - наверное, комментарии тут излишни...

Надо сказать, что когда из отдельно стоящего, открытого ветрам, крепкого, светлого, наполненного особой аурой (а это чувствуется буквально сразу, стоит переступить порог!) Дома попадаешь в тесную, дом к дому, городскую застройку Талдома, в здания краеведческого музея, библиотеки - и видишь в окно задние замшелые стены, змеящиеся трещины от фундамента до крыши - задумываешься о том, а пройдут ли они тест «на грибок» и где будет сохраннее коллекция. А главное: куда люди со всей страны (и не только страны!) поедут, какое место может стать местом культурного паломничество, Памятником с большой буквы, а какое - навряд ли... (взгляните на фото Дома в приложении!).

И если все дело тут, как часто бывает - просто в чьих-то административных амбициях - то можно искренне посочувствовать их носителям: они, вместо того, чтобы вдохновить и возглавить спасение, возвращение национального достояния - и вписать свои имена в историю русской культуры, принимать многочисленных гостей, открывать конференции, - способствуют лишь разрушению и забвению...

И не может не возникнуть сравнение, сопоставление судеб двух Домов Поэта. В Крыму в начале 90-х, в годы становления новых институтов власти, Дом Волошина тоже переживал нелегкие времена - но пережил, во многом благодаря самоотверженности команды его Хранителей, отстоявших Дом от всех посягательств (представляете - центр набережной Коктебеля!) - а потом и крымские власти, и государство осознали масштаб сокровища, расположенного на вверенной им территории. Нашлись и меценаты, и добровольные помощники-энтузиасты - и из Украины, и, отметим, из России. Дом был отремонтирован, была восстановлена и расширена экспозиция. И сегодня Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина» - это культурное и туристское пространство мирового уровня, настоящая жемчужина Крыма и культурной жизни страны. Это постоянные экскурсии, Международные конференции, чтения, фестивали, премии, концерты, это настоящее непрерывное паломничество гостей с апреля по ноябрь. Это большая научная работа, это дальнейшее расширение экспозиции, появление и развитие филиалов, связанных с именами Грина, Паустовского, сестер Цветаевых... (И еще - отметим специально «для наших» - это уже многие гранты, премии, награды, поездки - тем, кто создал, кто поддерживает функционирование всего этого комплекса! ) Расширяется присутствие в Интернете, в социальных сетях, можно из любой точки мира совершать виртуальные экскурсии, смотреть фрагменты и трансляции конференций и концертов. И центр всей этой образовавшейся за последние 15-20 лет настоящей культурной Вселенной - Коктебель, Дом Поэта! (Кстати, появилась даже установленная на крыше Дома веб-камера, круглосуточно показывающая площадь перед Домом с памятником Волошину и Карадаг вдали...)

Все это хорошо известно слушателям проекта из наших Волошинских программ, «крымских» программ, из программ, посвященных Цветаевой, Герцык, другим поэтам - гостям Дома Поэта.

Но это - Крым, Украина.

А вот - Талдом. Московская область, Россия. График - буквально зеркальное отражение предыдущего. Музей, наоборот, смог организоваться, вернуть дом, начал быстро развиваться в 90-е, в годы становления новой власти. А потом... произошло то, что произошло. И сегодня, когда в Коктебеле на протяжении всего года проходит череда престижнейших международных мероприятий, посвященных 100-летию Дома, в Дубровках - экспозиция вывезена, Дом - пуст, закрыт... И даже Клычковские праздники-слеты теперь перенесли в город, к зданию библиотеки имени Воровского (!) - во дворе которой установлен памятник С.А.Клычкову... Но, оторванные от естественного центра, от почвы, фестивали неминуемо формализовались, лишились чего-то главного... И даже - самого имени Сергея Клычкова!

Да, пишутся письма губернатору области, в Министерство культуры о спасении музея, возвращении экспозиции, подписанные многими деятелями культуры, просто уважаемыми в стране людьми. Только на одном вечере в Российской государственной библиотеке в марте 2012-го года, посвященном Клычкову, Рубцову и Есенину, такое письмо подписали больше 200 человек. Но результат - нулевой. Среди трех уже сменившихся за это время губернаторов области, увы, так и не нашлось того, кто обратил бы внимание на разрушение уникального памятника культуры - кого бы по-настоящему волновала история родной страны, ее литературы, память великого певца России, убитого режимом в 1937-м вместе с другими «крестьянскими» поэтами. Хотя, отметим особо, прошедшей осенью обочины всех ведущих к Москве дорог области были увешаны предвыборными «социальными» плакатами: Чайковский (Клин), Чехов (Мелихово), Тютчев (Мураново), Блок (Шахматово) и другие аналогичные «культурные бренды», олицетворяющие заботу нынешних подмосковных властей о сохранении памятников культуры на территории области. Только, заметим, эти подмосковные музеи, усадьбы - в основном заслуга прежней, советской еще власти (если быть совсем точным, восстановление - проектирование и строительство «с нуля» сожженного в 1921 г. Шахматова - продолжалось с 1984 по 2000 год, а Мураново, функционирующее как музей с 20-х годов - пришлось восстанавливать после пожара 2006 г., вызванного ударом молнии). А вот Клычков с его Дубровками как-то вновь остался вне поля зрения - а ведь тут даже не надо почти ничего восстанавливать, все дело могла решить одна подпись! И какой бы это был выигрышный, патриотичный в самом лучшем смысле шаг - торжественное и громкое открытие Дома Поэта - певца России. Но в Дубровках - все по-старому, хотя одного бюджета упомянутой портретной «рекламной компании», пожалуй, хватило бы не только на «обработку от грибка» Дома, но и на отправку администрации района в Коктебель - для обмена опытом...

Не нашлось в данном случае и меценатов, истинных патриотов этой земли. Возможно, пронзительные, заросшие борщевиком талдомские равнины - не так эффектны, как теплый берег Крыма - но на самом-то деле эффект от вложения средств здесь мог бы оказаться куда более заметным!

Вселяет некоторую надежду то, что 2014-й - не только юбилейный год С.А.Клычкова, но и одновременно - официально объявленный Год культуры в России. И на «проведение всероссийских культурно-просветительских акций, реализацию проектов в области театрального, музыкального современного изобразительного искусства, культурного наследия и кинематографии» и т.д.- выделено 5,8 млрд рублей только из федерального бюджета, не считая региональных... Издание книг великого поэта России, помощь его Дому-музею, возвращение его имени широким читателям, российской культуре - это же и есть истинное «сохранение культурного наследия».

Как бы то ни было, непоправимого пока еще не произошло, и мы горячо надеемся на счастливое завершение истории с Домом. Ситуация «зависла» и давно уже не движется ни туда, ни сюда - как будто некие весы замерли в равновесии. И, возможно, кто-то из прочитавших это письмо сможет добавить свою гирьку на чашу Добра... Ведь в сложившейся ситуации трудно остаться равнодушным!

Может быть, это будете Вы?

Для справки: официальная страничка Музея Клычкова во Всероссийском реестре музеев: http://vrm.museum.ru/M451. Там данные за 2007 год - когда все еще работало...

<<<

главная

© Союз российских писателей