03.07.2014

<<<

МЕТКА

очерк

Ольга Кузьмичева-Дробышевская

Первый июльский день подарил мне много необычного, радостного, запоминающегося… 

Рано утром мы с Верой Хамидуллиной поехали в Казань – дело уже привычное, будто от Набережных Челнов до столицы Татарстана не 250 км, а примерно так 60, ну максимум 100 – дорога за разговорами пролетает быстро. А молча мы не ездим: то горячие вопросы литературы разогревают душу, то стихи и песни, то совместные планы и обсуждение выступлений. Но в первый день «середины лета» мы в Казань поехали «с особым подъёмом», – знали, что нас ожидает совместное выступление на одной площадке – «Литературном дворике» – с известным артистом Сергеем Безруковым.

Что такое «Литературный дворик»?.. Это импровизированная под открытым небом сцена, на которой выступают поэты, музыканты, артисты, несут живое слово, живую музыку людям, обычным жителям, что собираются в родном дворе. Интересный проект, придуманный мэрией Казани. Если вспомнить историю СССР, то что-то подобное когда-то уже было. Во всяком случае, я помню, как на КамАЗ приезжали известные артисты, поэты, выступали на стройплощадках, на заводах, на городских площадях. Я тогда была маленькой, и меня на эти торжества не брали, но помню, потому что родители мои там бывали и потом бурно обсуждали увиденное и услышанное… 

Так вот, первого июля поводов для нескончаемых разговоров по пути у нас с Верой стало больше. К обычным темам присоединились легенды нашего города, связанные с именем Владимира Высоцкого (он бывал на КамАЗе), обсудили и кино, и роли Сергея Безрукова, и его великий (не побоюсь этого слова) талант чтеца… В общем, настраивались на встречу, на выступление. От предвкушения необычного праздника захотелось кушать, мы зашли в придорожное кафе. И тут… настойчиво затрезвонил Верин телефон.

- Да? – ответила Вера и загадочно улыбнулась, когда в её трубке зажужжал чей-то голос. – Скоро будем… да, Ольга, как всегда, с гитарой… Оль, – уже обратилась ко мне, не отворачиваясь от трубки, – у тебя какая гитара?

- Классическая шестиструнная акустика, – отвечаю.
Вера повторяет мой ответ. В трубке снова что-то говорят, и Вера снова меня спрашивает: 

            - Ты Сергею для выступления дашь гитару?

            - Безрукову?

            - Ну да…

            У меня – шквал эмоций, причём, поверьте, далеко не радостных. Молнией – воспоминание. Однажды в Москве я дала свою гитару одному хорошему человеку, хорошему музыканту – у того не оказалось с собой инструмента, –на мероприятие он попал нечаянно, и возможность выступить предоставилась так же нечаянно. Хорошо помню это ужасное чувство ревности, да-да, именно ревности – дикой, когда отдала СВОЮ КРОВИНУШКУ В ЧУЖИЕ РУКИ!!! Любой музыкант меня поймёт! Я тогда такую бурю в сердце пережила, что пришла безумная мысль: «Вот так мужчина ревнует, когда вдруг видит свою избранницу в объятиях другого»… жуть!..

Но тут… сегодня… – Сергей Безруков, которого уважаю и как артиста, и как исполнителя песен под гитару. Ну, как отказать Звезде?! И я ответила:

            - Конечно, дам, только из собственных рук лично ему в руки…

            Вера отключила трубку и громко засмеялась:

            - Ольга!.. «Это ж-ж-ж неспроста», ты представляешь, сам Безруков – на твоей гитаре! 

            - Представляю, – улыбнулась я, а сама подумала: «Только из рук в руки, и буду рядом, пока он будет петь, чего бы мне это не стоило»…

            В Казань приехали за час до начала мероприятия, – оно проводилось во дворе дома № 35 по улице Дубравной. Место – уникальное. В этом многоэтажном обычном доме живут ветераны Великой Отечественной войны. Бабушки и дедушки уже рассаживались на приготовленные для них скамейки и стулья, а те, кто не в силах был выйти на улицу, усаживались на балконах. В тени берёз разыгрывался казанский камерный оркестр LaPrimavera под руководством Рустема Абязова. К обитому ковролином высокому подиуму подтягивались зрители. Молодёжь занимала самые выгодные места – на крышах гаражей, что уютно пристроились сразу за арматурным забором, окружающим Дом ветеранов. Народу собралось – яблоку негде упасть!..

            Мероприятие началось. Вдохновенно зазвучал вальс из балета Хачатуряна «Маскарад». Микрофоны оркестра были настроены хорошо, и музыка полилась над двором, над крышами многоэтажек; люди выглянули в окна, вышли на балконы. Как же здорово, когда ТАКАЯ музыка вот ТАК просто, играючи (понимаю двойной смысл слова «играючи», потому и пишу) пришла к каждому жителю района, можно сказать, домой! Зритель настроился на восприятие «непопсы»… 

            Праздник вела заслуженная артистка РТ Гузель Мустафина. После первой оркестровойкомпозиции к собравшимся обратились начальник управления культуры исполкома КазаниАйгульГорнышева и заместитель главы администрации Вахитовского района Казани АлсуАсадуллина. Они пообещали, верней, выразили надежду, похожую на обещание, что «Литературные дворики» станут доброй Казанской традицией, родившейся в Год культуры. А следующий год объявлен Годом литературы, значит, почин «двориков» только укрепится… 

Вера читает

            На сцену вышла Вера и прочитала одно из любимых стихотворений Станислава Золотцева «Россия пишет…» и своё «Два родника…». Когда она спустилась, то обрадованно сказала мне:
- Представляешь, читаю Золотцева, и вижу в толпе ребят, – они читают вместе со мной... Здорово, Оля! Значит, молодёжь знает стихи!..

И снова зазвучал оркестр, который буквально на ходу изменил программу (я случайно подслушала разговор) и вместо «Польки-пиццикато» Штрауса закружилась Свиридовская «Метель». Руководитель оркестра решил, проведя короткое совещание с коллективом, что после стихов, которые прочитала Вера, Штраус будет не так уместен. А вот Свиридов – самое то. Я оценила и вкус, и профессионализм как руководителя, так всего коллектива, их неформальное отношение к происходящему… Музыкантам было нелегко играть на улице, на сильном ветру? Пюпитры превратились в длинноногих журавлей с отчаянно рвущимися крыльями – это ноты, прикреплённые прищепками к пюпитрам, так и норовили подняться в небо. А небо хмурилось. Низкие тяжёлые тучи закрыли солнце. Я переживала: «Над сценой нет навеса, а если ливанёт?.. Сама-то, ладно, а вот куда прятать мою дорогую гитару?.. И зонта нет…» 

            На сцену вышел актёр Театра имени КамалаРишад Ахмадуллин, прочитал на родном языке стихи Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля. Даже я, мало что понимающаяв татарском языке, заслушалась: душевно, артистично, мелодично читал стихи Ришад, речь его можно было слушать, как красивую музыку… И вот объявили мой выход. Поднялась на сцену и увидела, как сквозь толпу пробирается Сергей Безруков. Ведущая тихонько мне сказала «извините» и пригласила к микрофону Сергея… Он прочитал «Валерик» Лермонтова, потом и другие стихи Михаила Юрьевича, и стихи Владимира Высоцкого, и Есенина... и ему во многих стихах вторили голоса, поднимающиеся над публикой... и пожилые, и молодые многое знали наизусть. Им, наверное, было особенно приятно находиться на одной волне с большим артистом.

            Пошёл-таки дождь. Вера – настоящий друг, ведь мне от сцены было не отойти, –где-то раздобыла для меня зонт, и я благополучно развернула спасительный купол. Кто-то из Управления культуры Казани раскрыл зонт над Сергеем. А он читал и читал. Завораживал словом и потрясал… и дождь уже прекратился… а Сергей всё читал!!! Потом оглянулся, увидел меня с гитарой, и просто спросил: 

            - Можно?..

            - Да, – я поднялась, отдала инструмент. Серей перекинул через плечо ремень, и мне пришлось помочь его расслабить. В этот момент я почувствовала что-то такое… какое-то особое доверие Сергея: он оглянулся, попросил ещё чуть расслабить ремень, улыбнулся… не знаю, что это за странное чувство… Я вдруг увидела в глазах артиста (а он не был в этот момент артистом!) и растерянность, и благодарность, и… беззащитность… Подумала: «Море людей вокруг. Он в нём, как Лермонтовский парус. Одинокий, открытый… честный… жаждущий такой бури (и её, и слёзы я видела в его глазах), чтобы донести Слово до каждого, кто стоит, волнуется на площади»…

            Сергей много пел Высоцкого, Есенина… люди робко подпевали... тогда он, завершая своё выступление, обратился к зрителям:

            - Поём вместе!.. – и запел Митяева «Изгиб гитары жёлтой…» 

            Море волновалось, пело. Вверх, вместо зажигалок, поднялись сотовые телефоны, они раскачивались в такт мелодии и словам, они не горели, как зажигалки на Грушинском фестивале, но они блестели своими экранами и снимали, снимали, снимали…

            Когда Сергей вернул мне гитару, я вручила ему наш с Верой подарок: Верину книгу и мой диск. Вера и тут шутила: 

            -Ольга, обменивай пакет на гитару… а потом гитару никогда не протирай, на ней – отпечатки пальцев Звезды…

пою

            Сразу после Сергея ведущая объявила мой выход. Я пела Цветаеву, свои авторские песни. Потом на сцену снова вышла Вера, и я уже не уходила. У нас с Верой как-то легко сложилась программа совместных выступлений, которая охватывает зрителей всех возрастов: Вера читает для взрослых свои «взрослые стихи», я пою романсы и свои «взрослые» песни, а потом, благодаря «поэтическим мостикам», мы переходим к детской программе. Вот и на этот раз Вера прочитала свои стихи о маме, некоторые детские. А я спела нашу новую совместную песенку «Смешинка» – зрители в голос хохотали вместе со мной. 

            Логическим завершением программы стало выступление маленькой Екатерины Шуваровой – говорили, что ей шесть. Она серьёзно прочитавшей «Хулиган я, хулиган…» Есенина. Странно из детских уст звучало стихотворение, но зрители и это исполнение приняли тепло.

            По окончании праздника много тёплых слов – благодарности и комплиментов – прозвучало в адрес всех, кто участвовал во «дворике». Признаюсь, нас с Верой долго не отпускали, литературные чтения перетекли в неформальные беседы. Некоторые детишки подходили ко мне, щупали, наверное, хотели удостовериться, что я живая и хохотала по-настоящему. Когда публика рассосалась, ко мне подошли двое ребят, похожих на старшеклассников или студентов-первокурсников, спросили, где можно найти мою песню «Балладу о зелёном листе» (стихи Веры Хамидуллиной). Я удивилась:

            - Песня философская, непростая…

            - Этим и понравилась, – уверенно ответили парни. – Красивая песня, спасибо.

            Я сказала, что запись должна быть где-то на моих страничках в Интернете.

            Подходили и бабушки-ветераны, плакали, сердце моё от этого щемило, но думаю, плакали они светло – от радости. Обнимали, целовали, приглашали к себе в гости… Всегда! всегда волнительны эти минуты расставания…

            До свидания, Казанский «Литературный дворик» на Дубравной.

            Ночью вернулась домой. Открыла электронную почту. И будто не уезжала из Казани… новые знакомые (из числа зрителей) нашли мои контактные странички, завязались переписка и обмен стихами и песнями.

            Да, «Литературный дворик», словно метка, показал, – Россия и пишет, и читает... и поёт.

            Спасибо, Казань, за уютные дворики. 

 

https://www.youtube.com/watch?v=JyansSWWJPA

Вера читает
https://www.youtube.com/watch?v=LN13EHmlQ_s

Сергей Безруков
https://www.youtube.com/watch?v=XIFwj_EoMq4

 

 

<<<

главная

© Союз российских писателей