>>>

Так вот, путь к нынешнему дню рождения Веры, а родилась она 28 мая, начался ещё в марте, когда мы поехали в славный город Менделеевск на Пастернаковские чтения. Там познакомились с одним из внуков Бориса Львовича Пастернака, тоже Борисом – известным архитектором, инспектором по охране памятников, изучающим историю московского градостроения, человеком, остро переживающим современное, мягко говоря, не бережное отношение общества к облику Москвы и древних российских городов. А это разрушает культуру в целом: стираются в памяти поколений традиции, забывается язык, умирают поэты, гибнет в океане коммерческой макулатуры хорошая литература.

И вспомнились стихи, и  какой-то новый подтекст в них прозвучал:

 ...Седой молвой, ползущей исстари,

Ночной былиной камыша

Под Пермь, на бризе, в быстром бисере

Фонарной ряби Кама шла.

Волной захлебываясь, на волос

От затопленья, за суда

Ныряла и светильней плавала

В лампаде камских вод звезда…

«Важно видеть путеводную звезду, – размышляли мы с Верой, – чтобы она оберегала путника, осознавшего свою планиду, от бед, от встреч с «чёрными дырами», позволяя реализовать то, что требует или тихо просит душа. Но задача состоит ещё и в том, чтобы отыскав звезду,донести её до садка на трепещущих мокрых ладонях»…  

На обратном пути из Менделеевска Вера подарила мне художественно-поэтический альбом «В поисках Шамбалы», в котором картины Никаса Сафронова «дорисовываются» стихами Веры Хамидуллиной. Взяв альбом, я, как обычно, открыла его с последней страницы, чтобы, листая, разглядеть репродукции. Вот «Январское утро на дороге» – «Видимость – ноль целых ноль десятых», только, вместо ёжика, в тумане – автомобиль… Вот «Явление книги вечности» – «Согласно Экклезиасту»… Вот «Человек-стихия» – «Подметает горизонт…». А вот… меня вдруг поманила зыбкая, туманная «Тайна леса», зацепили строки «Стая листьев перелётных зимовать к земле летела. Но один, что посмелее, улетать не захотел…» Вглядываясь и вчитываясь, я услышала далёкую незнакомую мелодию. Задержалась на странице, рассмотрела паутинные облака лесного тумана, напоминающего зыбкие очертания людей (а может, это души?), прочитала до конца стихотворение. Закрыла книгу. Мелодия стихла. Я молчала, пытаясь поймать её отголоски. Но Вера нарушила тишину: не отрывая задумчивых глаз от весенней распутицы, начала читать из неопубликованного. И тут, кокетливо-грустными нотами в душу упали слова: «Мои несоблазнённые мужчины… моё невыпадающее счастье… мои несостоявшиеся встречи…»  Я тогда ещё не поняла, что именно в этот момент наши с Верой жизненные орбиты пересеклись в сотворчестве.

Когда мелодия «Баллады о зелёном листе» родилась и обрела поддержку гитарных аккордов, я позвонила Вере:

- Привет. У меня тут получается песня… Знаешь, в музыке есть свои законы формы… в общем, мне не хватает двух строк во втором куплете.

- Прочитай, где именно.

- После слов «и ответ не находил он…»

- Так это ж третий куплет, верней, строфа.

- Ну, да, в стихах – третья строфа, а в песне – второй куплет… хочешь, напою.

- Нет, сейчас не надо. Перезвоню…

Не прошло и пяти минут, как Вера выдала две строки, в которых появился образ Христа. Я записала. А когда пропела куплет с новыми словами, ощутила бегущие по телу приятно-колкие мурашки, будто в моём «солнечном сплетении» произошёл микровзрыв, и его волны (или лучи) вырвались наружу, обжигая «от гребёнок до ног».

Песня состоялась. Но – «…не бойся, приросшая песнь! И куда порываться ещё нам?..» – покоя не давали те, неопубликованные, романсовые строчки Веры. И я попросила прислать их по электронной почте. Ответа не было долго. Но однажды ночью, открыв «ящик», я обнаружила:

«Оля, ты не поверишь! Высылаю…»

Оказывается, на момент моей просьбы, стихи были не только неопубликованными, но и ещё, по мнению автора, незавершёнными. И Вера, вновь погрузившись в слова, «дошлифовала» строки и дописала ещё одну строфу. Так, в сотворчестве, родился и романс «Мои несоблазнённые мужчины».  

А день рождения подруги приближался, и я, записав песни на студии, оформила их на диск. Но неодолимое желание получить скорейший отклик автора стихов заставило меня отправить песни по электронной почте. Волновалась жутко, ведь Вера как-то проронила, что, сочиняя стихи, напевала свою мелодию: «А теперь любопытно сравнить».

На этот раз ответ не заставил себя долго ждать, в тот же день Вера позвонила:

- Ничего подобного себе не представляла, но после первого же прослушивания забыла всё, что звучало у меня в голове. Спасибо... А поехали в Москву? У меня двадцать девятого – вечер в Некрасовской библиотеке, презентуем и песни.

- Поехали…

 

Из города выехали после обеда. Первая тридцатиградусная жара воспринималась, как благо: из-за неуступчивой зимы весна нынче затянулась, и природа, и люди соскучились по настоящему теплу. Несмотря на хлопоты по подготовке к предстоящему событию, в результате которых «Тойота» Веры почти до потолка была загружена книгами и подарками, настроение оставалось солнечным. И дорога до Чувашской республики вела нас без особых сюрпризов, тем более что от Казани до Чебоксар мы поехали не по новой трассе, а по старой, тихой, чуть ли не «просёлочной»: там нас никто не обгонял, лишь изредка попадались встречные легковушки. На одном из лесистых участков дорогу перелетала птица такой красоты, что я готова была закричать от восторга, но побоялась напугать водителя, поэтому просто сказала:

- Вера, глянь, какая красавица!

А птица, будто услышав меня, взметнулась над дорогой, чуть пролетела вперёд, как специально для того, чтобы мы могли её получше рассмотреть, и, снова снизившись, повернулась боком и «нырнула» в лес. Крылья её, широко раскрываясь в полёте, светились ультрамарином.

- Красотища, – отозвалась подруга.

- Воистину, Птица – Синее крыло. Это добрый знак. Подумать только: мы встретили Синюю Птицу. Помнишь песенку из детства? – и я запела:

- Если вдруг судьбе твоей случится

Заблудиться в небе Синей птицей –

Лети за ней...

- Вот мы за ней и едем, – засмеялась Вера.

Повернули на Нижний Новгород. Дорога испортилась: бесконечные летние  ремонты заставили нас постоять в пробках да «потягаться» с неуступчивыми грузовиками, которые так и норовили зажать нашу машину в устрашающих тисках. Но им это не удавалось. На рискованных манёврах Вера приговаривала: «Мы, дерзкие блондинки, вам не дадим… слабинки!» – и, как только открывалось «окошко», шустро обходила одну машину за другой. И всё же движение замедлилось. Зато появилась возможность разглядывать облака и тучи, которые, в отличие от рычащих и дымящих «КамАЗов», приветливо перед нами расступались. Как в детстве, мы искали на небе различные фигурки. Вот слева пробежала лохматая болонка. Впереди лежит длинный-длинный крокодил, который солнце так и не проглотил, – оно само уже спряталось за горизонт, окрасив небо радужными красками. Над крокодилом улыбкой Чеширского Кота завис весёлый смайлик. Справа снова появилась птица, только теперь уже серая большущая, а перед ней – в неуклюжей стойке – дракон. Мы начали наблюдать за странной парой. Сначала птица дразнила дракона, и он, явно сердясь, чернел. Потом она, решив, наверное, задобрить чудище, стала к нему приближаться, и дракон от счастья начал светлеть. Увидев перемены, птица шире раскрыла крылья и поднялась выше, при этом цвет её и облик постепенно менялись: она лиловела и тихонько таяла, вытягивая шею к драконьей морде – вот-вот поцелует.  И дракон, заворожённый медленным танцем, тоже потянулся к красавице, становясь под влияньем птичьих чар всё пушистей и белей. Но она, так и не поцеловав его, вспыхнула розовым светом и почти совсем растворилась в небе – улетела, только всполохи перьев закружились над поражённым драконом. И он, обезумев от отчаянья, упал на спину, подняв хвост и лапы.

- Неужели умер? – изумилась я.

- Сдался, – резко ответила Вера…

 

…И было темно. И это был пруд

И волны. – И птиц из породы люблю вас,
казалось, скорей умертвят, чем умрут,

крикливые чёрные крепкие клювы…

 

В Нижний приехали в полночь. Переночевали в гостинице. А с утра – на прогулку. Сначала катались по городу. Вера рассказывала, как в детстве с друзьями кувыркалась на крутых горках под стенами Древнего Кремля: «И эти страшные кручи нас не пугали, а лишь вызывали азарт и восторг!» Как бегала за сладкими булочками на «Горьковский Арбат». Как любила ночами сидеть на крыше спортивной школы-интерната и наблюдать за звёздами; а для этого надо было пролезть через форточку, рискуя сорваться – палата «юных легкоатлеток» располагалась на четвёртом этаже, – подняться по шатающейся лестнице у трубы котельной: «Зато лучше всякого планетария!!! Рядом – сонные голуби…» Как сдавала километровые кроссы. Как дерзила учительнице пения за то, что та часто кричала на непоседливых девчат, обзывая  «хабалками!», и не верила в музыкальные способности ученицы. И однажды Вера отомстила, вместо урочной «Запах тополиный и сиреневый» спев: «Сигарета гаснет что-то, что-то меня так тревожит, или проклинает кто-то, или вспоминает, может»…   Как сама первый раз бросила курить «Казбек» в третьем классе. Как мыла полы в библиотеке, чтобы библиотекарь Татьяна Фёдоровна дала на выходные нелегально выбранные книги, при этом она всегда строго говорила: «В понедельник утром верни Светлова и Мопассана обязательно». Как с подругами на чердаке, при свечах, вслух читали «Пышку» и «Сабо». Как прятала от подруг затёртые до дыр сказки Бажова… Возможно, тогда и зародилась мечта сделать так, чтобы у всех детей были интересные красочные книги.

Мы погуляли по Большой Покровской, которая впечатлила ярким разнообразием витрин и обилием прожорливой мошки, с утра набрасывающейся на прохожих. Послушали бой часов у здания Государственного банка. Заглянули в Кукольный театр и в большой салон-магазин «Художественные промыслы». Я пожалела о том, что не захватила с собой фотоаппарат, а то бы непременно сфотографировалась у знаменитой Козы-Дерезы.

Прогуляв полдня, мы поехали в Москву.

Живописным зелёным простором нас встретила река Клязьма. Но всё чаще, словно чёрные дыры в юной сочной зелени обочин, стали попадаться сгнившие, с провалившимися крышами дома, заброшенные деревни.

- Вот они, контрасты нашей жизни, – заговорила Вера, – согласись, в Татарстане такого запустения не встретишь, во всяком случае, у автотрассы: поля ухоженные, посёлки – всё чаще новострой.

- Согласна, я много помоталась за последние четыре года. И каждый раз, как еду по РЖД, так сердце щемит. Больно видеть умирающие дома. А их становится всё больше, будто мор какой идёт.   

- Вот-вот, казалось бы, рядом трасса, железная дорога – не глубинка вовсе, а не живётся. Сейчас во многих деревнях и скотину-то не держат – дешевле купить полусинтетическое молоко. Страшненько как-то: современные дети не знают ни вкуса живого молока, ни фруктов.

- Зато бананы дешевле яблок и модифицированных «скорпионьих» помидоров…

 Бежит машина – летит время. Позади – Гороховец (не оттуда ли родом Царь Горох?), в стороне остался знаменитый горнолыжный курорт «Пужалова гора». Миновали Митино, Илевники и поворот на Вязники. Мне вспомнилось прошлогоднее лето, Фатьяновский фестиваль, который проходил на родине поэта-песенника, в Вязниках: сколько добрых дружб сложилось в той небольшой, но яркой, наполненной музыкой и стихами поездке. Вот и знаменитые Петушки остались по левой стороне. И Покров. Разноцветно-яркой придорожной торговлей, воспринимающейся как вызов (или как отчаянье?) бедности придорожных сёл, встретила нас Малая Дубна.

- Страна не производит, страна лишь продаёт, – прокомментировала Вера.

За разговорами не заметили, как оказались в Московской области. Вот и Балашиха. В этом уютном подмосковном городке живут мои хорошие друзья, здесь, в Центральной библиотеке,  мне не однажды довелось читать стихи и петь, пока училась на ВЛК Литинститута.

- Вера, мы всего за пять часов домчались из Нижнего до Москвы! У тебя что, в машине реактивный двигатель?

- Нет, – устало улыбнулась подруга, – этот двигатель зовётся Вдохновением.

…И вот уже сумеркам невтерпь,

И вот уж, за дымом вослед,

Срываются поле и ветер,

О, быть бы и мне в их числе!

 

29 мая. Около 19 часов. Москва. Библиотека им. Некрасова. Суета. Последние приготовления звукорежиссёра к началу мероприятия. Последние пояснения виновницы торжества компьютерщику, какие слайды, когда показывать на большом настенном экране. Вносятся последние штрихи в выставку привезённых книг. А их – много: величаво открывает экспозицию альбом «В поисках Шамбалы»; рядом – альманах «Аргамак. Татарстан» (оба издания получили высокую оценку в Берлине); Верины авторские – «Жучок в янтарном медальоне», «Воспоминания моей бабушки», «Женское начало с мужским присутствием»; щедро разложены живописные детские книжки серий «Современные авторы детям» – «САД» и «Современные авторы детям. Издано в Казани» – «САДИК», автор проектов – Вера Хамидуллина, которая издаёт детские стихи российских и татарстанских поэтов в переводе на татарский и русский языки, на немецкий и английский. Увидев такое изобилие, я подумала, что Вера, как современная бизнесвумен, могла бы на деньги, вкладываемые в издания, поехать на Канары, например, или купить домик в Европе, как это сейчас модно в среде «деловых». Нет же, она просто воплощает мечту. А я назвала бы это – без ложной скромности – реализацией призвания, миссией. Не зря же в Библейской притче о талантах сказано: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего, отнимется и то, что имеет», – потому важно талант отдавать.

Зазвучала в записи авторская песня «По кругу» в исполнении «хозяйки бала». К микрофону вышел Геннадий Норд, заведующий Отделом культурных программ Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, представил Веру, поздравил с днём рождения и передал микрофон для ведения вечера. И торжество слова началось. Гостей и добрых речей было много. Светлана Савицкая и Александр Бухаров, учредители Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», рассказали о Вериных достижениях и пожелали новых литературных успехов.

Александр Павлович Тимофеевский, поэт, автор знаменитой песенки Крокодила Гены, поздравляя Веру, прочитал наизусть её, любимое им, стихотворение «Из далёкого детства обрывки…»  и подарил цветущего в горшочке ярко-фиолетового Декабриста. Я увидела в этом намёк на стихотворение Веры «Я никогда не стану декабристкой», намёк на её стойкий упорный характер. Кстати, с лёгкой руки Веры в серии «Современные авторы детям. Издано в Казани» вышли две книги А. Тимофеевского «Необычная школа» и «Каляка-маляка», обе на русском и татарском языках. А недавно, в конце апреля, Александр Павлович в творческом турне посетил Набережные Челны, Елабугу и Казань, где встречался с самыми юными читателями городов.

С добрыми шутками и поздравлениями в стихах выступили представители  Литературного клуба «Рыжий Кот» московской библиотеки имени К. Чуковского. Их выступление сопровождалось красочными музыкальными слайдами. Литераторы пригласили Веру с авторской программой и детскими книгами в свою библиотеку.

Приехала на вечер и представительница Татарстана, депутат Госдумы РФ Альфия Гумаровна Когогина, которая, сказав много тёплых слов в адрес именинницы, вручила большой букет нежных, постельных тонов, роз. Когда мы по окончании вечера фотографировались, я, почувствовав их живой аромат, удивилась, ведь современные тепличные цветы, как правило, без запаха. А эти розы благоухали так же, как розы моего детства. И все, кто в тот момент был рядом с нами, осторожно наклонялись к букету, словно отдавали дань уважения маленькому чуду, и вдыхали благостный аромат.

Весь вечер Вера, как всегда артистично, читала стихи. Рассказала о серии детских книг, о том, что Министерством образования Татарстана они включены в новые образовательные программы. Поделилась с гостями и некоторыми тайнами. Для многих стало открытием, что Вера Хамидуллина и Ольга Трифонова, директор московского музея «Дом на набережной», автор романа «Единственная» о Надежде Аллилуевой и книги «Сны накануне», посвященной отношениям Маргариты Коненковой и Альберта Эйнштейна, воспитывают общего внука – Юрия Валентиновича Трифонова-младшего. И, конечно же, Ольга Романовна, выйдя к микрофону вместе с сыном Валентином, по-семейному, по-доброму пожелала Вере здоровья, успехов во всех дерзаниях, благополучия.

Преодолев московские пробки, на вечер прибыл и Никас Сафронов. Несмотря на больную, после операции, руку, он приветливо обнял именинницу, галантно склонился к её руке и искренне поблагодарил за сотворчество. Появление звёздного художника вызвало волнение публики, а Никас вёл себя просто, без налёта «звёздности» общался с Вериными друзьями. Мне понравился его джентльменский ход. Перед тем, как был объявлен небольшой перерыв в программе, Никас спросил присутствующих: «Поднимите, пожалуйста, руки, кто приобретёт наш с Верой альбом?» Поднялось рук десять. «Хорошо, – сказал Никас, – остальные книги выкупит, в пользу поэтессы, представительница ВТБ-банка, которая приехала вместе со мной, Вере эти деньги понадобятся для её новых уникальных детских книг». В итоге, почти все книги, не только «Шамбала», но и детские, и авторские, были куплены гостями. Потом, когда торжество продолжилось, Вера сердечно поблагодарила гостей и призналась, что первый раз в жизни читает стихи с набитыми деньгами карманами: «Рубцову, написавшему известные строки  «Стукнул по карману – не звенит…», наверное, подобное и не снилось. И моя душа протестует  бытованию современной поговорки «Поэт в России должен быть голодным», и я желаю всем поэтам, творческим людям, всем присутствующим достатка, без которого порой, ой, как трудно реализовать задуманное»…

С добрыми словами выступил поэт, президент Союза писателей XXI века Евгений Степанов. Поздравил Веру и Андрей Новиков, поэт, главный редактор журнала «Современная поэзия», куратор портала «ЛИТАФИША».

На встречу пришло много гостей. Приятно было видеть авторов МОССАЛИТа: Ольгу Грушевскую, Всеволода Кружа, Зинаиду Кокорину (кстати, тоже одного из авторов серии «САДИК») и Микаела Абаджянца.
Я радовалась возможности, пусть короткого, но тёплого общения с друзьями по Литинституту; пришли на вечер и представители Мужского хора МИМФИ, с этим творческим коллективом познакомилась в Вязниках.

И, конечно же, я – пела. Получила добрые отзывы в адрес новых песен на стихи Веры, чему несказанно рада. Этот вечер и для меня стал большим подарком и откровением. Дорогого стоят, ко многому обязывают слова, сказанные Александром Павловичем Тимофееским, когда он подарил мне свою книгу «Краш-тест»: «Ваш голос для меня и «ласковый и томный». Я знаю двух великих певцов, которые вкладывали в пение душу, – Марка Бернеса и Владимира Высоцкого. Вы, Оля, Марк Бернес в юбке»…

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. <…>

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетива

Тугого лука.

30 мая. Утро. Выехали из Москвы в Казань. Предстояло принять участие в фестивале «Словесность XXI века», который стартовал 31 мая. Машина снова нагружена книгами: московские поэты и писатели передали казанским друзьям подарки. Настроение наше было бодрым, несмотря на предыдущие бессонные ночи. Почти всю дорогу до Нижнего Новгорода «чирикали» о прошедшем вечере, делились впечатлениями, обсуждали нюансы. В Нижнем поужинали и – снова в путь. Но если Москва нас провожала ласковым солнцем, то бывший Горький стал горько плакать: разбушевавшаяся гроза и длиннющие пробки надолго задержали выезд. Вера притихла. Я стала клевать носом, но мужественно боролась со сном: во-первых, просто потому, что в машине не умею спать; а во-вторых, из-за солидарности с водителем – всякая дорога вдвоём веселей.

Когда мы выбрались из города, совсем стемнело. Дождь прекратился, но низкие тучи затмили небо. К тому же спустился густой туман. Мы попали в плотный поток машин, и скорость, вопреки поговорке «домой и дорога прямей», заметно снизилась. А после того, как проехали реку Илеть, вообще пришлось стоять больше часа: впереди случилась авария. Слава Богу, все там живы, но ГИБДД разбиралась долго. А поскольку дорога в этом месте узкая, то никто ни с нашего, ни со встречного потока не мог объехать злосчастное место.

В Казань прибыли только в четыре утра. Сил – никаких, мыслей – никаких, кроме одной: «Спать!» А вечерняя обновлённая Казань – пустынна и прекрасна! Однако мы уже ничего не воспринимали. Молча добрались до современной казанской новостройки. Нас приветила дочь Веры, Ася. Какое счастье (!), когда в конце дорожных мытарств кто-то может гостеприимно открыть дверь, тихо сказать: «Вот постель». Мы рухнули.

 

31 мая. Казань. Около 10 часов. Я сквозь сон услышала настойчивый зуммер сотового телефона.

- Да, – мой уставший голос хрипел.

- Оля! Вы где? Где Вера? – тревога Лилии Газизовой взорвала мозг.

- У Аси… Вера ещё спит. Дорога была ужасной…

- Понятно. Как только Вера проснётся, пусть обязательно мне позвонит, – строго сказала Лиля, – к шестнадцати часам будьте в Национальной библиотеке.

- Хорошо.

Бог мой, у нас времени ещё воз и маленькая тележка! Можно спокойно привести себя в порядок. Жаль, конечно, что мы не попадём на уже начавшуюся экскурсию по музею истории Казанского Федерального (Приволжского) университета, не прикоснёмся к экспозиции, посвящённой знаменитым слушателям и выпускникам вуза Велимиру Хлебникову, Льву Толстому, Сергею Аксакову, Максиму Горькому… Зато можно спокойно попить чай.

16.00. Грот-зал Национальной библиотеки Республики Татарстан. «Круглый стол» первого фестиваля «Словесность XXIвека», организованного Союзом писателей XXI века, Общероссийским народным фронтом (ОНФ), Фондом поддержки творческих инициатив «Канафер», собрал известных литераторов современности, приехавших из разных городов России. Вели заседание, посвящённое проблеме снижения интереса к современной литературе, председатель правления «Союза писателей XXI века», главный редактор журнала «Дети Ра», сайта «Читальный зал», интернет-телеканала «Диалог-ТВ» Евгений Степанов (Москва) и председатель секции русской литературы и художественного перевода Союза писателей Татарстана, заслуженный деятель искусств РТ Лилия Газизова (Казань). С докладами выступили: редактор детской газеты «Сверчок» и журнала «День и ночь», основатель Литературного лицея Марина Саввиных (Красноярск); секретарь Союза писателей Москвы, главный редактор альманаха «Кольцо А» Кирилл Ковальджи (Москва); доцент Казанского университета, кандидат педагогических наук Альфия Галимуллина (Казань); литературный агент, автор бестселлера «Как издать книгу»  Ирина Горюнова (Москва); организатор ежегодного вологодского фестиваля «Плюсовая поэзия» Ната Сучкова (Вологда); редактор отдела культуры радио «Коммерсант ФМ» Дмитрий Буткевич (Москва); доктор философских наук, заслуженный деятель науки РТ Натан Солодухо (Казань); редактор отдела политики газеты «Ведомости» Максим Гликин (Казань). На заданную тему выступили депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, ректор Казанского (Приволжского) Федерального Университета Ильшат Гафуров, и другие.

Болью в душе отозвались слова Марины Саввиных о том, что она оставляет своё детище – Литературный лицей: «Я отдала всё, что могла. В лицее выросло поколение талантливых ребят, надеюсь, они найдут себя в современном мире… Важно помнить, что не будет развиваться культура, если не будет подготовлен читатель, способный её воспринимать. А когда нам навязывают извне усреднённые американизированные стандарты образования, это ведёт к утрате как русской культуры, так и национальных культур… это убивает таланты…». О проблемах преподавания литературы и школьных стандартах говорила и Альфия Галимуллина, напомнив о том, что изучение литературы, русского и родного языка во все времена рассматривались как основа любого образования.

Слушая коллег, я вспомнила о своей, не такой уж далёкой, работе в школе, о том, как стремительно, «на глазах» меняются дети: им всё сложней сосредоточиваться над какой-либо задачей, они теряют способность воспринимать и «перерабатывать» информацию. И современные образовательные программы, упрощённая форма контроля знаний с помощью тестов, ведут к формированию у школьников «клипового мышления», лишая детей умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Потому-то и книги читать современные дети не любят – хорошая книга требует работы мысли. А общество посредством реформ и СМИ взращивает потребителей, которым просто лень думать.

Широкую дискуссию вызвал доклад Ирины Горюновой о литературных премиях и грантах: политике и практике. Если политика премий и грантов, как института целевой безвозмездной материальной поддержки, ясна, то вот с практикой возникает много различных недоразумений. Так, встречаются негласные, но небезызвестные инциденты, когда господдержка или госфинансирование какого-нибудь литературного издания, большею частью оседает в частных руках: не выплачиваются авторам, предусмотренные сметой, гонорары, «экономится» зарплата сотрудников, зато удовлетворяются личные интересы того, кто оказался «ближе» к деньгам. И ни для кого не секрет, что вокруг больших (и не только) литературных премий кружатся одни и те же лица, по очереди получая «вознаграждение» и не пуская в свой круг новых молодых или «не тусующихся» авторов. Да и богатый опыт благотворительности, которым славилась дореволюционная Россия, кажется, напрочь утрачен. Когда же снова окажутся в чести законы чести – вопрос…

Где сердце друга? - Хитрых глаз прищур.

Знавали ль вы такого-то? - Наслышкой.

Да, видно, жизнь проста… Но чересчур.

И даже убедительна… Но слишком…

 

Вечером литературное общение продолжилось в неформальной обстановке на даче Искандера Абдуллина. На закате наша дружная компания прогулялась к Волге. Мы сфотографировались у тихого залива, посидели тесным кругом, любуясь вечерним небом и рекой. Пожалуй, ярким событием вылазки стал маленький курьёз, и это заметила Лиля Газизова: принесённая кем-то бутылка водки так и осталась не раскупоренной. Значит, царившее душевное тепло не нуждалось в поддержке «горячительным».

1 июня. 10.00. Казань. Площадь Тукая. «Поэтический бомонд» фестиваля вошёл в троллейбус № 7 – так началась акция «Литературный троллейбус». Салон украшали распечатанные на листах стихи присутствующих авторов. Лилия Газизова и Евгений Степанов «работали» гидами, по пути следования рассказывая о достопримечательностях Казани и известных поэтах города. А современные поэты – Айрат Бикбулатов, Вадим Гершанов, Вера Хамидуллина, Ната Сучкова, Марина Саввиных, Ирина Горюнова – читали как свои стихи, так и классиков. Пассажиры, входя в троллейбус, не сразу понимали, что происходит. Некоторые пытались выскочить обратно на остановку, но чуткий кондуктор объясняла, что троллейбус следует по маршруту. Люди вглядывались и вслушивались, их лица светлели. Одна девочка, включившись в игру, прочитала стихи Пушкина. Пожилая женщина, заслушавшись, проехала остановку. Я пела известные романсы и свои песни. Не обошлось без курьёза и здесь. Одна пассажирка, войдя в троллейбус во время очередей песни, оплатила проезд и протянула деньги мне. Но Вера пояснила женщине суть акции. Пассажирка улыбнулась и сказала: «А я думаю, надо же, приличная женщина, хорошо поёт… наверное, на жизнь решила подзаработать!» Потом литераторы долго шутили по поводу несостоявшегося моего гонорара J.

А пассажиры, вошедшие в троллейбус и вошедшие во вкус, даже заказывали любимые стихи и песни. Юная казанка, расспросив подробнее о фестивале, пообещала прийти с друзьями в Дом-музей Василия Аксёнова, на мастер-класс Кирилла Ковальджи и Евгения Степанова. Надо было видеть лица людей, которые на мгновение забывали о своих проблемах, вспоминали стихи, пели хором. А как было не подхватить «Полночный троллейбус» (в народе известный, как «Синий») и «Надежды маленький оркестр» Булата Окуджавы, исполненные Максимом Гликиным. Литературный троллейбус послужил вдохновенному единению людей, просто следующих по маршруту, украсил поэтическим словом начало будничного дня многих казанцев.  Сделав большой круг, наш зелёный № 7 вернулся на Площадь Тукая.

Мы направились к памятнику Льву Толстому. Возложили цветы, послушали приветственные речи представителей ОНФ и Министерства культуры РТ, пожелавших фестивалю дальнейшей плодотворной работы. А поэты, вдохновлённые в троллейбусе доселе небывалым общением, продолжили его и в уютном сквере, приглашая казанцев сфотографироваться и положить гвоздики к памятнику великому писателю. Ненадолго попали в нашу компанию и корейские студенты, которые, как выяснилось, знают и Толстого, и даже слышали о Державине.

14.00. Дом-музей Василия Аксёнова. После экскурсии, которую провела директор музея Ирина Аксёнова (наверное, неслучайная однофамилица писателя), начался поэтический мастер-класс. Все желающие подали на обсуждение по одному стихотворению. Мастера бережно подыскивали верные слова, чтобы указать авторам на допущенные огрехи в текстах; и «слышащие» услышали, и искренне благодарили за замечания.

Кирилл Ковальджи, говоря о современных литературных процессах, подчеркнул, что сегодня не литература кончилась, а завершилась определённая эпоха, наступила другая, не похожая на предыдущую, что возник такой парадокс – пишущих всё больше, а читающих всё меньше. Кирилл Владимирович  прокомментировал мысль верлибром (запись с диктофона):

Бутылку с личным посланием
доверил я океану:

кто-нибудь, когда-нибудь…

Утром глянул – в океане полно бутылок:

никто, никогда…

Завершился мастер-класс объявлением Евгения Степанова об учреждении постоянно действующих заочных Профессиональных литературных курсов под эгидой Союза писателей XXI века и Московского Института языков и культур Льва Толстого.

А фестиваль продолжился большим Вечером русской и татарской поэзии, где читали свои стихи Кирилл Ковальджи, Нури Бурнаш, Алексей Остудин, Владимир Маслов, Евгений Степанов, Лилия Газизова, Ркаил Зайдулла, Натан Солодухо, Марина Саввиных, Виталий Молчанов, Ирина Горюнова, Вадим Гершанов, Вера Хамидуллина, а я – пела.

После торжественного ужина в ресторане Дома Аксёнова, казанцы и я с Верой проводили гостей на вокзал. Перед отъездом Кирилл Владимирович Ковальджи подарил мне свои книги «Зёрна» и «Моя мозаика», тепло откликнувшись о моих стихах в прозе, о голосе и песнях, обратился с просьбой:

- Ольга, думаю, вы знаете, куда и кому передать этот сборник, – и вручил «Собрание духовно-музыкальных сочинений и обработок», в которое вошли обработки духовных песнопений и сочинения Владимира Ковальджи, сына Кирилла Владимировича. 

- Спасибо. Конечно же, я знаю, кому и куда это передать. У нас в городе есть уникальный Свято-Тихоновский храм, где работает Воскресная школа, с которыми, волею творческой судьбы, у меня сложились добрые отношения, благоприязнь…  

Всё отшумело. Bставши поодаль,

Чувствую всею силой чутья:

Жребий завиден. Я жил и отдал

Душу свою за други своя…

 

2 июня. Казань. 12.00. Активная литературная деятельность Веры не отпускала нас из столицы Татарстана. Накануне Дня эколога, отмечаемого 5 июня, в Казани, в Доме дружбы народов состоялся большой детский концерт и награждение юных экологов, принявших участие в творческих конкурсах Общероссийского детского движением «Зелёная планета».

 Известно, что с 28 октября по 2 ноября 2012 года в Москве прошёл X Международный детский экологический форум «Зелёная планета 2012», приуроченный к 40-летию празднования Всемирного дня охраны окружающей среды. Тогда, на торжественном открытии была зачитана телеграмма Президента РФ Владимира Путина: «Уверен, что нынешний форум предоставит юным участникам прекрасную возможность продемонстрировать свои творческие способности, исследовательский потенциал, запомнится яркими идеями, интересными встречами и дружеским общением…»

Председатель Правления Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» Марина Медведева отметила, что с каждым годом всё большее количество работ представляют собой творческие открытия, которые демонстрируют яркий талант юных участников конкурсов. Сами же конкурсы проводятся по девяти номинациям: «Природа – бесценный дар, один на всех», «Современные технологии на службе природы», «Эксперимент на Международной Космической Станции», «Жизнь леса и судьбы людей», «Современность и традиции», «Зелёная планета глазами детей (рисунки)», «Зелёная планета глазами детей (фоторепортажи)», «Многообразие вековых традиций», «Природа. Культура. Экология».

Примечательно то, что по итогам конкурсной программы Форума «Республики РФ» награду и признание получило  Татарстанское Республиканское отделение «Зелёной планеты». Интересно и то, что уже не один год в рамках форума проходит специальный конкурс рисунков по экологическим сказкам Светланы Савицкой. В 2012 году Гран-При за художественное оформление книг С. Савицкой «Три лягушки» и «С Днём рождения, Магадан!» (изданные в Казани) получила Челнинская художница Ольга Белова-Недовизий. Вот и дети из Татарстана, его разных городов и уголков, оказались победителями и призёрами во всех номинациях «Зелёной планеты», и 2 июня они получали грамоты, которые привезла из Москвы Вера. И неслучайно в качестве подарков детям вручались детские книги из серии «Современные писатели детям. Издано в Казани», выпускаемые нашей поэтессой.

Кроме того, у Дома дружбы народов появился гимн, авторами которого стали Вера Хамидуллина и композитор, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Фаниля Хабирова. Гимн исполнили дети, а Фаниля спела а-капелла башкирскую песню «Соловей»: гибкий чистый голос певицы, разливаясь по залу, завораживал участников торжества.

И мне посчастливилось подарить присутствующим несколько своих песен.

Разошлись взрослые и дети, утих зал. А мы с друзьями, преподавателями Воскресной школы при казанском ДДН Вартуи Меликсетян и Натальей Валеевой, которые красиво подготовили и провели мероприятие, пообедали в кафе. Конечно же, делились впечатлениями от всего увиденного и услышанного, радовались за детей, разносторонне проявляющих свои таланты. Вспоминали весёлые случаи, связанные с педагогической деятельностью, ведь и Вера тоже педагог, а бывших учителей, как известно, не бывает. В непринуждённой беседе прозвучало заманчивое предложение – с творческой программой съездить в Армению. А что?.. «Солнцесплетение» продолжается. Пути Господни… Лишь на закате дня мы вернулись к родным пенатам.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача…

фотоальбом

ФОТОАЛЬБОМ

 

назад главная