<<<

ПЕРОМ И СЛОВОМ

Интервью с Александром Лейфером

обложка книгиМногие из нас в детстве и юности пишут стихи и рассказы и мечтают стать литераторами. О ремесле писателя наша беседа с журналистом, заслуженным работником культуры РФ, председателем Омского отделения Союза российских писателей Александром Лейфером.

 — Александр Эрахмиэлович, вы родились и выросли в Омске, а как получилось, что постигать основы журналисткой профессии поехали в  Казанский университет?

— В этом нет ничего необычного. Дядя моего школьного товарища работал в ректорате Казанского университета и прислал нашему выпускному классу  буклет, в котором кратко рассказывалось об истории этого вуза и его факультетах. Для себя выбрал отделение журналистики историко-филологического факультета. В 1962 году стал публиковать свои первые статьи в университетской многотиражной газете «Ленинец» и казанской  республиканской газете «Комсомолец Татарии». В 1967 году вернулся в родной город и стал работать в «Омской правде». В том же году заведующая отделом культуры «Омской правды» Елена Злотина, узнав, что я пишу рассказы, пригласила на собрание областного литературного объединения при писательской организации. На первом собрании я познакомился со многими омскими литераторами, после этого  и стал принимать посильное участие в  литературной жизни города.          

 — Во времена Федора Михайловича Достоевского писательство считалось служением обществу, а сейчас это служение или все-таки способ заработка?

— Сегодня зарабатывают на жизнь литературным трудом в нашей стране единицы. Главным образом это авторы детективов или  душещипательных дамских романов. Во все времена существовала и непритязательная, и думающая публика. Одним вполне хватало сказки про Бову-королевича, а другие зачитывались произведениями Федора Достоевского или Ивана Тургенева. Федор Михайлович, например, зарабатывал на жизнь литературным трудом. Большинство его писем посвящено деньгам. Литературные и общественные вопросы в них, безусловно, тоже есть, но великий русский писатель был озабочен прежде всего тем, как обеспечить свою семью. Ощущал ли Достоевский себя властителем дум? Наверное, ощущал, ведь его романы, его «Дневник писателя»  были  востребованы читающей публикой. Что касается нашего времени, то, к сожалению, писатель во многом утратил свою общественную роль. Другие условия, господство телевидения и Интернета, которые прививают зрителю не всегда хороший вкус. Может быть в скором времени и появится автор, который напишет роман, о котором заговорит все общество.     

 — Большое количество детективов на полках магазинов свидетельствует о кризисе современной литературы?

— В этом утверждении есть немалая доля  истины. К сожалению, в книжных магазинах преобладает ширпотреб, и неискушенный читатель может растеряться, хотя  среди  этой полумакулатуры  можно обнаружить и замечательные произведения. За последние 25 лет изданы книги, о которых мы в своё время и мечтать не могли. Вышла в свет вся художественная литература «из столов», издана русская философия, находившаяся почти под запретом при прежнем политическом режиме. А сколько издано мемуаров, сколько появилось хороших словарей, справочников по самым разным вопросам. Недаром в Москве и других крупных городах страны проводятся выставки интеллектуальной литературы. На подобные выставки приезжают издатели со всей России, из самых отдаленных городов. Во Владивостоке есть, например,  издательство «Рубеж», с директором которого - Александром Колесовым - я  дружен.  На его примере можно видеть, как озабоченный развитием отечественной   культуры человек думает не только о прибылях, но и  о  вкладе в общеинтеллектуальный российский багаж. Александр, например,  возродил литературный альманах «Рубеж», который издавался когда-то в городе Харбине и был голосом  русской эмиграции в Китае. Если внимательно присмотреться к книжному рынку, все не так пессимистично, существуют подобные островки в его безбрежном море, они дают надежду.

 — Вы часто общаетесь с молодыми писателями, какие темы их волнуют?

— Я недавно побывал на заключительном собрании молодежного регионального семинара  «ПарОм», его  участники -  интересные и талантливые ребята: студенты, старшеклассники, журналисты и бизнесмены. Их волнуют самые разные темы - как и положено настоящим литераторам. Они пишут не только о любви, но и о прошлом и будущем страны, об окружающей нас жизни, о своих сверстниках.  Искренне пытаются во всем этом разобраться.  Мы помогаем ребятам и поддерживаем их.

 — Существует мнение, что писатель обязательно должен быть журналистом?

— Это ошибочная точка зрения. В нашей писательской организации  есть промышленный альпинист, ученый-историк, педагоги, музейщик,  медсестра. К слову, медики часто становятся писателями. Например, Антон Чехов и Михаил Булгаков пришли в литературу из медицины. Есть даже целый  словарь «Врачи-писатели». Почему так? Наверное, сама профессия врача предполагает глубокое знание человеческой природы.

— Что планируете на будущее?

— Попытаюсь издать воспоминания отца, в которых отражена не только история нашей семьи, но и в какой-то степени -  история Омска, в частности, история омского  образования. Думаю,  это будет интересно многим. По профессии мой отец был преподавателем физики, в числе первых четырёх омских педагогов  в 1958 году получил звание заслуженного учителя. Буду также  продолжать писать тексты для своего блога на сайте РИА «ОмскПресс». Интернет открывает перед литератором  новые возможности.

24  января 2014 года в Доме актёра состоится презентация новой книги А. Лейфера «Жить вместе. Избранные очерки и эссе», выпущенной министерством культуры Омской области к юбилею автора. Начало в 18:00. Вход свободный.

Вячеслав Гуляев. На фото: обложка новой книги А.Э. Лейфера

http://omsk.rabota.ru/research/aktualnoe_intervju/perom_i_slovom.html

<<<

главная

© Союз российских писателей