>>>

Ещё в 1991, кажется, году в приложении к ежемесячнику «Вдохновение» вышла скромная тетрадочка её адресованных детям стихов под названием «Азбука». Задача, которую поставил перед собой автор, была непростой. Это был своего рода экзамен, или, как нынче чаще говорят, тест на  поэтическое мастерство: написать четверостишие на каждую букву русского алфавита, используя приём аллитерации, то есть звуковых повторов. Словом, дело техники…

страницаОднако книжка, которая в результате получилась, поразила не только виртуозным  в большинстве случаев звукорядом, но и неподдельной искренностью, то есть именно своей детскостью. До сих пор помню наизусть несколько миниатюр. Одна из них на букву «В»: «Вера варежкой вела / По поверхности стекла, / Ведь не может же она / Снег не видеть из окна».

Изредка Раиса Ипатова публиковала небольшие подборки стихов для детей на страницах газет и других печатных изданий.

Но книги детской, настоящей, с картинками, у неё не было. И вот, наконец-то, свершилось! Книжка «Четыре солнца и три луны»  –  традиционного для детских книг большого формата в твёрдой, да ещё и яркой рисованной обложке. Такие книжки долго не снашиваются и  передаются в семье от старших детей младшим. А когда дети вырастают, хранятся  в ожидании уже их детей, то есть внуков.

Для «Четырёх солнц» это неизбежно ещё и потому, что в вошедших в эту книгу стихах Раиса Ипатова с детской дотошностью ищет ответы на вечные вопросы.

Лирический герой её стихотворений воспринимает окружающий его мир с радостным любопытством и простодушной наблюдательностью. А это самые ценные качества, свойственные, наверное, каждому ребёнку. И счастлив тот, кому удаётся сберечь их в себе на всю жизнь.

Ну разве не чудо вот такие, например, строки:

 Шляпу старый муравей

Не надвинет до бровей,

Чтоб завидовал сосед.

В чём причина? В чём секрет?

Дело в том, что муравей

Уродился без бровей.

(«Стихи о муравье, его соседе и возникшей проблеме»)

Или

Ручей ворчал: «Бегу, бегу,

Всё отдышаться не могу.

Хотя бы сутки постоять.

Нырну-ка под сугроб опять».

Остановился ручеёк,

Замёрз – и дальше не потёк.

(«Ручей»)

Ипатова

Особая удача книги – иллюстрации. Подобные картинки были в качественных детских книжках, выпущенных в 60-70-е годы прошлого века, когда книжной графике придавалось не только эстетическое, но и воспитательное значение. В таком примерно стиле оформлена книга сказок Корнея Чуковского, сохранившаяся у меня с тех самых пор. Причём дело не только в стиле. Судя по иллюстрациям к «Четырём солнцам», художнику Маргарите Волковой наверняка известно, что дети ищут на картинках всё, о чём говорится в стихах. И создать такую иллюстрацию, чтобы она была  лаконичной и в то же время удовлетворила маленького читателя, – большое искусство.

Так что, думаю, новая книжка Раисы Ипатовой по праву займёт место на полке лучших отечественных книг для детей.

Светлана Романенко

<<<

главная

 

© Союз российских писателей